Власти планируют использовать скопившиеся горы несгораемой части угля (так называемые золошлаки) при строительстве зданий, дорог, а также в производстве удобрений. Стимулировать этот процесс должен законопроект об эффективном радиусе, который внесут в Госдуму в этом году.
Как будет работать новый механизм и что еще планируется сделать для вовлечения вторсырья в промышленность, в интервью «Российской газете» рассказала гендиректор Национальной ассоциации развития вторичного использования сырья (АРВИС) Ирина Золотова.
Что ассоциация предложит для решения проблемы с золошлаками?
Ирина Золотова: В первой половине июня правительство планирует утвердить «комплексный план по повышению объемов утилизации золошлаковых отходов тепловых электростанций и котельных». Документ разрабатывался минэнерго при участии компаний, регионов и экспертов АРВИС на базе Финансового университета. Все согласительные процедуры документ успешно прошел.
Это позволит снизить ключевые барьеры для использования золошлаков в качестве вторичного сырья. Строителям проще использовать традиционные материалы, например, глину и песок. Применение золошлака требует дополнительных вложений в компетенции.
Более чем 1,5 млрд тонн золошлаков накоплено на золоотвалах. Он точно «не фонит» и также безопасен, как хлебные крошки или яичная скорлупа. С точки зрения экологического законодательства, это отход пятого класса опасности — практически неопасный. При этом есть отдельные кейсы, где заполнение золоотвалов создает дополнительные риски — например, в Челябинске золоотвал находится в черте города, а на Сахалине — на границе с морем.
Какие конкретно предложения вы внесли в правительство?
Ирина Золотова: Все золошлаковые отходы находятся на Дальнем Востоке и в Сибири. Но основные проекты по дорожному строительству и строительные заводы находятся в европейской части страны.
Ключевое — введение инструмента эффективного радиуса утилизации. В Индии такая практика себя успешно зарекомендовала — если в границах этого радиуса находится вторичное сырье, например, золошлаковый материал, то использовать традиционные материалы запрещено. По нашим оценкам в России это 130 километров, если мы говорим про автомобильный транспорт. Такую норму предлагаем ввести как обязательную. Конечно, мы можем ее сделать только в рамках госзаказов. Хотя в Индии она работает без исключения.
Вторая история — это показать на практике, что золошлаки можно использовать по различным направлениям.
Третья история — это предоставление льгот на перевозки золошлаков и продуктов их переработки ж/д транспортом. Мы сейчас готовим аналитику по данному вопросу применительно к Свердловской области, где расположена крупнейшая угольная электростанция в России — Рефтинская ГРЭС.
Предлагаем создать систему ГОСТов для каждого направления применения золошлаков от строительства и металлургии до сельского хозяйства. Такая мера нам четко даст ответ на вопрос — каким требованиям должен соответствовать золошлак, чтобы его применять как вторсырье.
В каких еще отраслях можно использовать золошлак?
Ирина Золотова: Одно из основных направлений — это стройка. В этом плане развитие на Дальнем Востоке и в Сибири строительных заводов, запроектированных под применение вторичного сырья — это правильная история. У нас уже накоплены горы золошлаков, поэтому есть направления, которые мы можем начать реализовывать уже сейчас. Золошлаковый материал можно использовать как грунт для рекультивации земель. Региональные проекты, которые сейчас есть в комплексном плане, предусматривают рекультивацию нарушенных земель, полигонов ТКО, а также создание объектов дорожного строительства.
В будущем можно будет использовать инновационные технологии извлечения из золошлаков железного концентрата, глинозема (сырье для производства алюминия) и драгоценных металлов. В таком случае мы уже можем говорить о применении продуктов переработки золошлаков в сельском хозяйстве в качестве удобрений и мелиорантов, а также в цветной и черной металлургии. Есть даже наработки по производству алюминиевых коагулянтов для фильтрации сточных вод и пропантов для производства тампонажных смесей — используются при бурении нефтяных скважин. Но мы четко разделяем, что есть дорожка «быстрых побед», по которой мы уже идем, а есть «длинная тропа», которую надо осваивать сейчас, поскольку именно она обеспечит системную утилизацию золошлаков в перспективе.
Подробнее: ecoportal
Фото: finobzor.ru