Экологический туризм в последние годы стал одним из драйверов роста внутреннего турпотока в российских регионах. Наилучших результатов добиваются те субъекты, где к развитию экотуризма подключаются и власти, и предприниматели. Одним из пилотных регионов, где экологический туризм получил поддержку и продвижение со стороны властей, является Ленинградская область. Здесь создано 50 экологических маршрутов, которые посещают более 1,5 млн человек в год.
Инициатива по развитию экологических маршрутов принадлежит региональным властям, но бизнес начал активно включаться в этот процесс, помогая создавать инфраструктуру. Именно такое взаимодействие и обеспечивает эффективное развитие экотуризма, уверены участники конференции «Открытая экология 2.0: экотуризм и экопросвещение». Деловое издание «Ведомости Северо-Запад» 22 ноября провело онлайн-конференцию в рамках информационного проекта «Открытая экология 2.0: экотуризм и экопросвещение», реализуемого при поддержке гранта губернатора Ленинградской области. Эксперты обсудили, какие инициативы помогают развиваться экотуризму.
Добиться экобаланса
Экотуризм для России – пока еще развивающееся, но перспективное направление. Это возможность путешествовать по заповедникам, заказникам, национальным паркам и просто по землям лесного фонда без ущерба для окружающей среды. Чаще всего для развития экотуризма прокладывают специальные маршруты на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Для повышения комфортности пребывания туристов власти и бизнес создают необходимую инфраструктуру. При этом экотуризм должен, с одной стороны, привлекать в регион больше отдыхающих, а с другой – сохранять природные территории в первозданном виде, равномерно распределяя турпоток по специально проложенным маршрутам без ущерба для природы.
Сейчас в природоохранную повестку вовлекается все больше участников и появляется необходимость обеспечивать баланс интересов как властей, общества, так и корпоративного сектора. Развитие экотуризма выявило ряд противоречий, которые связаны с несогласованностью задач и действий заинтересованных сторон, говорит глава Российского экологического общества Рашид Исмаилов.
«Создание инфраструктуры для комфортного и безопасного посещения ООПТ – такая задача стоит на уровне национальных целей, обозначенных президентом России. На практике возникает противоречие между двумя подходами: развивать территории и сохранять природу. К сожалению, конфликты на эту тему зачастую выходят в публичную плоскость с негативным оттенком», – рассказал Исмаилов.
Достигнуть баланса между этими подходами можно, уверен эксперт. По его словам, для этого необходимо на стратегическом уровне синхронизировать цели развития туризма, сохранения природы и социально-экономического потенциала территорий. Важно научно и методологически обосновывать необходимость создания новых ООПТ, новых экологических маршрутов и иных объектов туристической инфраструктуры, а также обеспечить публичность и общественную верификацию принимаемых решений по их размещению.
Вместе с этим Исмаилов подчеркивает, что нужен жесткий контроль за инвесторами, создающими туристическую инфраструктуру, чтобы она не наносила ущерб природе.
Куратор программы «Управление развитием туристических территорий» архитектурной школы МАРШ Анна Булочникова обращает внимание, что особо охраняемые природные территории ограничены экологической емкостью – есть предельное количество людей, которые могут посетить эти объекты без ущерба для окружающей среды. С другой стороны, на территории ООПТ зачастую не хватает инфраструктуры, которая позволила бы грамотно формировать и распределять туристический поток. Это, в свою очередь, связано с недостаточностью финансирования таких территорий. По мнению эксперта, самой главной проблемой при развитии экологического туризма является слабая коммуникация между всеми заинтересованными сторонами: локальным туристическим бизнесом, властями и природоохранными институтами.
«Мне кажется, что главное решение кроется, как всегда, во взаимодействии. Есть необходимость в создании неких специальных структур, возможно, агентства развития, управляющих структур, которые бы собирали воедино предпринимателей, представителей ООПТ, администрации и создавали общий продукт, тем самым не нарушая экологической емкости, но при этом давая возможность большому количеству людей, которым это интересно, увидеть эти объекты, при этом еще и оставить деньги для развития населенных пунктов и регионов, куда они приезжают», – подчеркнула Булочникова.
Подробнее: Ведомости