15 апреля, во многих странах мира отмечается День экологических знаний, цель которого — привлечь внимание общественности к проблемам загрязнения окружающей среды.
На сайте Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова опубликовано мини-интервью с руководителем Рязанского отделения Российского экологического общества, кандидатом географических наук, доцентом кафедры медицины катастроф и скорой медицинской помощи РязГМУ Виолеттой Чёрной.
Виолетта Вячеславовна, когда и как Вы поняли, что экология, охрана природы — это то, с чем вы хотите связать свою жизнь?
— Стиль жизни и особенности отдыха в моей семье предполагали еженедельные поездки в мещерские леса, тихую охоту, ежегодные путешествия по СССР. Мама – инструктор по туризму, руководитель групп туристов-водников по Всесоюзному маршруту (р. Пра и озера Клепиковского района). Как я шучу, «с первых лет своей жизни я в рюкзаке за спиной папы». Так была воспитана любовь к природе, привиты навыки бережного отношения к ней. И уже с 18-ти лет я начала заниматься научно-исследовательской работой под руководством к.г.н., доцента, океанолога и гидролога Елены Ивановны Чернобровкиной и д.г.н., профессора, ведущего геоэколога нашей страны Бориса Ивановича Кочурова.
Каков, на Ваш взгляд, экологический имидж Рязани сейчас?
— К моему глубокому сожалению, мы можем говорить в основном о негативном экологическом имидже Рязани, особенно в последние годы. Он основан на следующих проблемах: загрязнение воздушной среды, сомнительное качество питьевой воды, значительное загрязнение рек, прудов и озер в черте города, замусоривание территорий отдыха, палы травы на пойменных и водно-болотных территориях, несанкционированные скопления ТКО и промышленных отходов и другое. Это вопросы, возникшие перед городом и его населением ещё с конца 80-х годов, но требующие системных программ и квалифицированных решений.
Как, по вашему мнению, воспитывать экологическую культуру горожан?
— Воспитание культуры в любой сфере базируется на просвещении, получении знаний, умений, навыков. Это целенаправленный и организованный процесс формирования личности человека, который продолжается на протяжении всей его жизни. Личностные установки, культура и экологически грамотное поведение в семье – с этого начинается воспитание. Экологически культурный, грамотный горожанин знает, как вести себя в природе и социуме, как бесконфликтно и гармонично сосуществовать, не принося вреда окружающему миру, как, организуя любую деятельность, используя современные доступные технологии, минимизировать возможный ущерб и риски. При отсутствии системного непрерывного экологического образования и воспитания, формирование экологической культуры базируется на сферах дополнительного образования, акциях и мероприятиях профильных ведомств и общественных организаций, добровольцев и волонтеров.
РязГМУ в последние годы становится инициатором важных природоохранных мероприятий, студенты университета принимают участие в экологических акциях. Расскажите об этом подробнее, пожалуйста.
— Да, преподаватели и студенты вуза принимают самое активное участие в мероприятиях, которые организуются Министерством Природопользования Рязанской области и Всероссийскими общественными организациями. В акциях Дней защиты-19 при поддержке руководства нашего вуза приняло участие более 10 преподавателей и около 100 студентов. К сожалению, в связи с режимом самоизоляции и ограничительными мероприятиями в этом году, мы вынуждены принять обновленный план проведения мероприятий и ограничить число участников. В апреле-мае будет организована и проведена акция в рамках эко-волонтёрского регионального проекта «Возрождение дубрав Рязанского края» на территории Ерлинского парка-дендрария (с. Ерлино Кораблинского района Рязанской обл.). В мае – акция «Чистый берег» (Коровий пляж р. Солотча, пляж базы отдыха «Здоровье») и дистанционная лекция-презентация «Концепция устойчивого развития. 20 лет Хартии Земли».
Источник: https://www.rzgmu.ru/news/2020/04/3867/