Российское экологическое общество и Центр экологической культуры Ленинградской области провели экспертную дискуссию на тему «Экологический экстремизм как вызов для цивилизованного общества», которая состоялась в Доме журналиста в Санкт-Петербурге 7 ноября.
На мероприятии обсуждали следующие вопросы: Кому выгодно? Природа и источники возникновения экологического экстремизма, какие последствия? Влияние экологического экстремизма на систему общественных отношений. Дискредитация экоактивизма, как противодействовать? Действенные инструменты борьбы с экологическим экстремизмом.
Модератором дискуссии выступил Глава Российского экологического общества Рашид Исмаилов.
- Спикерами мероприятия выступили:
- Сергей Лисовский, главный редактор газеты «Общество и Экология»;
- Тимур Зайнуллин, руководитель ЦУР Ленинградской области;
- Алексей Кувакин, советник Губернатора Архангельской области;
- Виолетта Чёрная, руководитель Рязанского отделения Российского экологического общества, член Совета Общественной Палаты Рязанской области, доцент РязГМУ Минздрава России, к.г.н.;
- Георгий Шипунов, политконсультант, эксперт ЭкоШколы для муниципальных депутатов;
- Олег Иванов, глава неправительственной организации «Зеленый фонд»;
- Юлия Саенко, доцент кафедры юриспруденции СГУГиТ, судебный юрист.
Рашид Исмаилов отметил, что заявленная тема является сложной, она вмещает в себя внешнеполитический контекст и антироссийскую политику, которая влияет на природоохранную повестку через представителей иноагентов, которые покинули нашу страну. Отсюда — необходимость защищать природоохранный и национальный суверенитет.
«Все мы вместе должны сделать так, чтобы общество сегодня было нетерпимо к экологическому экстремизму, нетерпимо к манипуляциям с нашим сознанием, чтобы мы понимали, что есть кто- то, кто разгоняет экофейки, манипулирует нашим сознанием и создает такую нездоровую обстановку вокруг какого-то объекта или территории, а с другой стороны, есть экоактивисты, которые развивают, защищают экоправа граждан цивилизованно, легально и успешно», — подчеркнул Рашид Исмаилов.
Виолетта Чёрная поделилась свежим примером борьбы за интересы граждан: участок в лесной роще, обладающий несколькими охранными статусами, решил застроить инвестор. Но участок пытаются передать компании в аренду для строительства парк-отеля.
«Мы пытались решить вопрос в досудебном порядке, предлагая альтернативные участки. Но инвестор отказался, и тогда мы пошли в суд. Сейчас идет процесс, подано четыре иска, — говорит Виолетта Чёрная. – Но, как бы ни было трудно, экстремизм – не наш путь».
Юлия Саенко поясняет, что под экстремистской деятельностью подразумевается разжигание социальной розни и вражды, а также организация, подготовка и финансирование подобных активностей.
«Уголовный кодекс предусматривает ответственность за эти действия, но их еще надо отличать от хулиганства, — поясняет она. — Но Стратегия национальной безопасности России описывает экстремизм и экологию отдельно, а в нашей теме эти понятия сливаются воедино. В этом пока состоит правовая сложность», — заметила Юлия Саенко.
«Экологический экстремизм прежде всего опасен тем, что начинается в виде «цепочки фейков и недоговоренностей». Хотя, казалось бы, муниципальный депутат находится на “расстоянии вытянутой руки”. И он может отработать сигнал, пока тот не разросся до критической ситуации», — добавил Георгий Шипунов.
По словам Алексея Кувакина, прежде всего, настоящий экоактивист хочет добиться результата, защитить людей и снять возможные риски. Думая о результате, он будет требовать возможного и использовать только легальные инструменты. Экстремист, считает он, не сильно озабочен результатом, поскольку ему выгоден сам процесс борьбы, а главное — финансирование этого процесса и популярность, обретаемая в нем.
«Отмечу то, что в Ленинградской области две темы самых популярных фейков, которые распространяются: специальная военная операция и экология. Вопрос почему тоже лежит на поверхности. Чтобы мы с вами либо поверили в недостоверную информацию, либо бросились в дискуссию, мы должны быть эмоционально вовлечены. Мы как обыватели, я сейчас не про экспертов, я про обывателей, мы понимаем, что экология — это мое здоровье, это здоровье моих детей, это мой здоровый досуг, который я привык проводить в тех или иных местах. Когда это подвергается так или иначе угрозе, когда мне об этом говорят, у меня будет та или иная реакция. Наша задача совместная — сделать так, чтобы эта реакция была конструктивной», — отметил Тимур Зайнуллин.
Олег Иванов высказал позицию «Зеленого Фонда» по теме дискуссии:
«Необходим диалог. Власть, общество и бизнес должны обсуждать любые спорные и опасные моменты за одним столом с целью минимизации рисков каждой из групп, участвующих в процессе.
Поиск решения. Конструктивных экологов от деструктивных отличают цели, задачи и методы их достижения. Конструктов – это поиск решения проблемы с учетом позиции каждой стороны. Деструктив – это «хайп», отказ от рассмотрения позиции мнения оппонента, ультиматумы и обозначение условий на основании лишь одного своего «я хочу и требую».
Экспертное сопровождение. В любой сложной ситуации должны разбираться профессионалы, имеющие соответствующее образование и опыт. Выжимки из публикаций в Интернете, которые зачастую выдают за «экспертное мнение», не всегда применимы к конкретной рассматриваемой ситуации и могут использоваться для манипулирования общественным мнением».
По материалам: mk-lenobl.ru, lentv24.ru, t.me/greenfond