По итогам круглого стола «Управление отходами строительства и сноса в экономике замкнутого цикла. Законодательные особенности и проблемы правового регулирования» в адрес Минприроды России направлены предложения по совершенствованию регулирования вопросов обращения со строительными отходами.
В августе 2024 года на площадке Торгово-промышленной палаты Нижегородской области при поддержке Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области и областного Законодательного собрания проведен круглый стол «Управление отходами строительства и сноса в экономике замкнутого цикла. Законодательные особенности и проблемы правового регулирования».
По итогам мероприятия собраны и проанализированы предложения органов власти, экспертного сообщества, предприятий и организаций. Выражаем благодарность всем участникам круглого стола за активную позицию, представленные комментарии и предложения.
Сводные предложения по совершенствованию регулирования вопросов обращения со строительными отходами направлены в адрес Минприроды России.
Следует отметить, что мы проводим публичные обсуждения по данному направлению уже с 2022 года, и на всех мероприятиях региональный опыт получает положительную оценку. Однако сдерживающим фактором в настоящее время является незавершенность обсуждения и работы над законопроектом, разработанным федеральными органами государственной власти, который позволит ввести необходимое регулирование этой сферы.
В составе предложений по итогам круглого стола внимание Минприроды России обращено на скорейшее завершение подготовки изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», направленных на определение единого подхода к порядку обращения с отходами строительства и сноса и наделение субъектов Российской Федерации соответствующими полномочиями в указанной сфере.
Также профильному федеральному министерству предложено четко установить в нормативной базе понятие отходов строительства и сноса, установить приоритет обработки и утилизации таких отходов над размещением (захоронением), предложены требования о детальной идентификации и способах обращения со строительными отходами при разработке проектной документации на снос.
Важным с точки зрения практики является установить в законодательстве возможность уведомительного характера внесения изменений в лицензию на обращение с отходами в части регистрации нового адреса осуществления деятельности при обработке, утилизации отходов строительства и сноса с применением мобильного оборудования. Представлены основания для внесения соответствующих изменений в законодательство.
Внедрение всех предложенных выше инициатив и принципов позволит вывести из тени объемы отходов строительства и сноса, заставит владельцев объектов-источников образования отходов строительства и сноса ответственно подходить к вопросам обращения с ними, заранее планировать их объемы образования, соблюдать требования об обязательной их обработке и утилизации.
Эксперты Российского экологического общества совместно с законодательными и исполнительными органами государственной власти, научными организациями, профессиональными ассоциациями и специализированными предприятиями продолжат работу по совершенствованию регулирования сферы обращения с отходами строительства и сноса и обсуждение этой тематики в различных форматах.