Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 в рамках реализации национальных целей развития Российской Федерации установлен целевой показатель, в соответствии с которым к 2030 году необходимо создать устойчивую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), обеспечивающую снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза.
Достижение указанного целевого показателя представляется возможным посредством реализации мероприятий по компостированию ТКО и производству топлива из ТКО, что позволит значительно снизить объем захораниваемых отходов и негативное воздействие на окружающую среду, улучшить санитарное состояние объектов размещения отходов (за счет снижения уровня запаха от органической части ТКО), тем самым снизить социальную напряженность.
В ходе правоприменительной практики законодательства Российской Федерации в сфере обращения с ТКО были выявлены проблемы, связанные с неоднозначностью отдельных положений в части отнесения процессов производства топлива и компоста, технического грунта и других органических удобрений из ТКО к тем или иным видам деятельности по обращению с отходами. Так, исходя из существующего законодательства Российской Федерации указанные процессы участники рынка, органы власти и надзорные органы могут рассматривать как процесс, относящийся к обработке, либо обезвреживанию, либо утилизации ТКО.
Отсутствие определенности в указанном вопросе ведет к трудностям при реализации инвестиционных проектов, в том числе при определении источников финансирования таких проектов (предельные тарифы в области обращения с ТКО или иные источники), установлению требований к таким видам деятельности и реализуемым проектам, возможности финансирования со стороны государства (в том числе в рамках федерального проекта «Комплексная система обращения с ТКО» национального проекта «Экология») и др.
В настоящий момент в России функционирует 16 объектов по компостированию отходов и 2 объекта, на которых производится топливо из отходов. В федеральной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами предусмотрено создание более 170 объектов компостирования органической фракции твердых коммунальных отходов и 80 объектов производства топлива из отходов. При этом такие объекты в федеральной схеме рассматриваются как объекты утилизации отходов, поскольку результатом их работы являются грунт и топливо, которые используются вместе с первичными материалами и замещают их в производстве.
Кроме того, необходимо учитывать, что утилизация не относится к регулируемым видам деятельности, а расходы на утилизацию ТКО не учитываются при формировании тарифов на услуги по обращению с ТКО. Инвесторы не рассматривают возможность строительства объектов, на которых осуществляется компостирование и производство топлива, как объектов утилизации отходов, поскольку для этих объектов невозможно установить регулируемые тарифы и гарантировать возврат инвестиций.
Учитывая вышеизложенное, законопроектом предлагается относить процессы получения из отходов компоста и иных органических удобрений, а также топлива к утилизации отходов, однозначно закрепив это в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В связи с этим предлагается по аналогии с энергетической утилизацией установить государственное регулирование цен (тарифов) на деятельность по утилизации твердых коммунальных отходов с производством топлива, утилизация твердых коммунальных отходов путем компостирования с последующим учетом соответствующих расходов в составе предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
По итогам анализа тарифных дел операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами определено, что в некоторых случаях в инвестиционных программах операторов компостирование отнесено к обезвреживанию, однако отдельного тарифа на обезвреживание не устанавливается, а соответствующие расходы учтены в тарифе на захоронение, учитывающем обработку ТКО; в других инвестиционных программах операторов компостирование отнесено к обработке или захоронению, а соответствующие расходы учтены в тарифе на захоронение, учитывающем обработку ТКО.
При этом результатом процесса компостирования во всех инвестиционных программах операторов указывается продукт, который используется в качестве вторичного сырья (технический грунт, компост).
Таким образом, расходы на компостирование и производство топлива уже учитываются в тарифах операторов. При этом неопределенность в квалификации компостирования и производства топлива позволяет органам регулирования тарифов субъективно определять, какие расходы в каждом конкретном случае могут быть включены в тариф.
С учетом изложенного принятие законопроекта не приведет к росту предельных тарифов в области обращения с ТКО, а приведет только к перераспределению расходов внутри тарифа и корректному отнесению тех или иных процессов к видам деятельности по обращению с ТКО.
Законопроектом предусматривается выстраивание системы взаимосвязанных показателей в области обращения с твердыми коммунальными отходами для Российской Федерации. На основании национальных целей развития Российской Федерации на федеральном уровне (в федеральном проекте) определяются целевые показатели в области обращения с отходами для субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации в территориальной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами закрепляют показатели эффективности объектов обработки, утилизации, захоронения твердых коммунальных отходов, позволяющие обеспечить достижение целевых показателей по обработке, утилизации, захоронению твердых коммунальных отходов в субъекте Российской Федерации.
Указанные показатели эффективности объектов применяются для определения обязательств организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, по реализации производственной и инвестиционной программ, а также для целей регулирования тарифов.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект направлен на достижение целей государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №326, по созданию к 2030 году устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в 2 раза.
В законопроекте содержатся обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных затрат бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Источник: ВК Алексей Кувакин