Рейтинг самых загрязненных населенных пунктов страны показал, что в нормативах по выбросам в атмосферу есть пробелы — методика расчетов совокупной нагрузки предприятий не позволяет добиться чистого воздуха в промышленных центрах. Об этом заявила глава Росприроднадзора Светлана Радионова, подчеркнув необходимость изменения законодательства. Что не так с выбросами предприятий — разбирались Известия».
Где самый грязный воздух
Светлана Радионова опубликовала рейтинг основных городов-загрязнителей в своем Instagram. В него вошли Норильск (1,875 млн т выбросов), Череповец (280 тыс. т), Новокузнецк (278 тыс. т), Липецк (270 тыс. т), поселок Рефтинский Свердловской области (230 тыс. т), Междуреченск в Кемеровской области (195 тыс. т), Магнитогорск (186 тыс. т), Воркута (152 тыс. т), Уфа (142 тыс. т) и Ангарск (128 тыс. т).
Кроме того, опубликован рейтинг федеральных округов по объемам выбросов от стационарных объектов. На первом месте оказался Сибирский федеральный округ (33% всех выбросов), на втором — Уральский (20,4%). В тройку также попал Приволжский федеральный округ, далее идут Центральный, Северо-Западный, Дальневосточный, Южный федеральные округа, самым чистым признан Северо-Кавказский.
«Распределение мест в рейтинге достаточно точно показывает концентрацию крупнейших металлургических, нефтехимических и теплоэнергетических компаний, использующих грязные виды топлива, — заметила Радионова. — В самых загрязненных районах находятся предприятия компаний «Русал», «Норникель», «СУЭК-Кузбасс», ПАО «Мечел», «Евраз», «Сибантрацит», «Газпромнефть», «Лукойл», «Роснефть» и другие».
Глава Росприроднадзора заметила, что во время проверок предприятия «обычно укладываются в нормативы по выбросам» по отдельности, но нахождение на одном пятачке дает такую картину загрязнения.
«Это пробел в законодательстве, — заявила она. — Нет методики расчетов совокупной нагрузки предприятий. Кроме того, мониторинг источников выбросов должен быть постоянным, а не только во время проверок».
Почему не работает существующая методика подсчетов
В Росприроднадзоре и Минприроды на момент публикации материала не ответили на запрос «Известий» относительно заявлений Радионовой. Между тем ее слова об отсутствии методики расчетов совокупной нагрузки предприятий вызвали некоторое удивление у опрошенных экспертов.
«Проблема совокупных выбросов есть, она отмечалась ранее, и, более того, были введены и поддерживались Росприроднадзором соответствующие расчеты, — рассказал «Известиям» директор департамента по программам, исследованиям и экспертизе в Greenpeace России Иван Блоков. — Речь идет о принятых сводных расчетах выбросов. И не понимаю, почему сейчас говорится о том, что методики нет».
Депутат Госдумы Владимир Бурматов также заметил, что сводные расчеты вводились, и о каких-то проблемах с ними в нижней палате парламента не знают.
«Возможно, правоприменительная практика показала, что есть потребность в их изменении, — сказал он «Известиям». — И тогда мы ждем поправку к существующим нормативным актам или проект закона. Пока возникает вопрос, почему поправки нет, если есть некая законодательная лакуна».
Бурматов добавил, что в прошлом созыве Госдумы рассматривался целый пакет законодательных актов, касающихся атмосферного воздуха, и можно было туда внести изменения на уровне простой поправки, не требующей согласования на всех уровнях, однако пока поправки не поступали.
«Я считаю, что здесь мяч на стороне правительства, им необходимо выходить с инициативой, — сказал он. — Законодательство о сводных расчетах формировалось совместно с правительством, никаких заявлений о том, что чего-то не хватает для эффективной работы с регионами, не поступало».
Координатор экспертного сообщества Российского экологического общества Ольга Шевелева отметила, что всегда выступала за внедрение сводных расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере.
«Сейчас наша главная болезнь — формальный подход ко всему, не инженерный, а юридическо-бухгалтерский, который совершенно не подходит для решения таких проблем, — сказала она «Известиям». — Разумеется, когда несколько предприятий находятся на одной и той же территории, их выбросы плюсуются, и поштучное нормирование, пусть даже с учетом нашего полумифического «фона», — бессмыслица. Необходимы сводные расчеты, необходимо квотирование. Но чтобы увидеть на математическом уровне реальную картину, в расчеты должны закладываться реальные данные. И контролирующие органы должны заниматься не измышлением новых форм и процедур, а реальными замерами и определением реального, а не умозрительного уровня воздействия».
Шевелева заметила, что заниматься определением реального воздействия сейчас должно стать легче, так как уже принято решение «о существенном увеличении финансирования в целях улучшения контрольно-аналитической базы ЦЛАТИ (Центр лабораторного анализа и технических измерений)».
«И сводные расчеты — это не рывок, когда один раз свершили и легли спать дальше, — говорит она. — Если цель — управление качеством атмосферного воздуха, то нужен длящийся процесс: штат, финансирование, пристальное участие и региональных органов исполнительной власти, и Росприроднадзора, и Роспотребнадзора, и Росгидромета, которые должны работать на единый результат. Пока этого нет, эффективные сводные расчеты и квотирование будут фантастикой».
Она заметила, что проблемы есть, например, и в методике определения выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников (от автомашин, железнодорожного транспорта), которая специально принималась для нужд сводных расчетов.
«В ней нет даже возможности заложить в расчеты реальную структуру транспортного потока, в частности долю транспорта, использующего газомоторное топливо. Напомню, что перевод транспорта на ГМТ сам по себе важное мероприятие по уменьшению выбросов, но здесь, получается, данный вопрос игнорируется, — сказала она. — Априори отсекаем возможность ввода реальных данных, потом что-то такое считаем и удивляемся, что результаты далеки от совершенства».
Заместитель директора Экспертного Департамента Российского экологического общества Татьяна Томилина заметила, что в настоящее время законодательно установлена обязанность хозяйствующих субъектов проводить инвентаризацию выбросов и их источников (ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»). И на основании проведенной инвентаризации для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха для каждого хозяйствующего субъекта определяются предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ.
«На сегодняшний день при проведении расчетов нормативов выбросов и оценки их влияния на атмосферный воздух законодательно установлена обязанность учета фонового загрязнения атмосферного воздуха. При этом предполагается, что фоновое содержание загрязняющих веществ отражает выбросы от соседних предприятий. Однако учет фонового содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе по данным государственного мониторинга не позволяет в полной мере оценить вклад соседствующих предприятий в загрязнение атмосферного воздуха на конкретной территории, поскольку посты наблюдения как правило находятся на значительном расстоянии от хозяйствующих субъектов. На практике это приводит к тому, что каждое из предприятий, расположенных на соседних участках, фактически производят расчет нормативов выбросов и оценку их влияния на атмосферный воздух без учета выбросов от соседних источников» — сказала Томилина.
Также Татьяна Томилина отметила, что
«качественная оценка влияния выбросов от группы соседних предприятий возможна только при проведении сводных расчетов выбросов для групп предприятий. Однако законодательно обязанность проведения таких сводных расчетов для групп предприятий на сегодняшний день не установлена».
По материалам: Известия
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе