14 октября 2022 года представители Российского экологического общества: директор Экспертного департамента Наталия Ткаченко, директор Департамента регионального развития Наталия Ушакова, заместитель директора Экспертного департамента Ольга Фильченкова, заместитель директора Экспертного департамента Татьяна Томина, председатель Кировского реготделения Александр Штин, председатель Тамбовского реготделения Анна Пудовкина, председатель Мордовского реготделения Ирина Жочкина, заместитель председателя Свердловского реготделения Антон Черноголов приняли участие в Третьем Всероссийском совещании с общественными инспекторами в области охраны окружающей среды, организованном Росприроднадзором.
Участниками совещания также были представители Госдумы ФС РФ, Минприроды России, региональных управлений Росприроднадзора, Проектного офиса развития Арктика, Народного фронта, общественные инспекторы и др.
На мероприятии обсуждались вопросы совершенствования законодательства в рамках развития института общественных инспекторов в области охраны окружающей среды, организации эффективного взаимодействия территориальных органов Росприроднадзора и общественных инспекторов, а также приводились примеры практической деятельности общественных инспекторов.
Презентации выступающих размещены на сайте Росприроднадзора по ссылке https://rpn.gov.ru/activity/public-control/events/.
Один из обсуждаемых вопросов – законопроект «О внесении изменений в статью 68 Федерального закона №7 «Об охране окружающей среды», направленный на совершенствование деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды (с текстом законопроекта и хронологией его рассмотрения Госдумой ФС РФ можно ознакомиться по ссылке https://sozd.duma.gov.ru/bill/142767-8?ysclid=l95mjj5hv4400339717). Законопроектом предусматривается повышение статуса общественных инспекторов, расширение их прав и обязанностей, совершенствование порядка взаимодействия с надзорными органами. Так, общественных инспекторов планируется наделить правом присутствовать при проведении надзорными органами выездного обследования по представленным им материалам, присутствовать при открытом рассмотрении ими дел об административных правонарушениях. Также предлагается сократить сроки рассмотрения надзорными органами представленных общественным инспектором материалов, содержащих признаки правонарушений (до 10 рабочих дней).
Участники совещания отметили, что зачастую эко-активисты не хотят получать удостоверение общественного инспектора, в том числе из-за недостаточных мотивационных стимулов (к примеру, срок рассмотрения обращений — 30 дней — как и у любого заявителя; участие в проверке по заявлению общественного инспектора не предусмотрено, административные дела рассматриваются без участия общественного инспектора). В этой связи были озвучены дополнительные предложения для включения в законопроект: увеличение срока действия удостоверения с 1 года до 2 лет или бессрочно при условии внесения в нормативные акты оснований и процедуры отзыва удостоверения; возможность «переоформления» инспектора в другом территориальном органе Росприроднадзора в случае изменения места жительства без прохождения аттестации, если статус инспектора действует; ведение «рейтинга» наиболее эффективных инспекторов; проведение сотрудниками Росприроднадзора обучающих онлайн-вебинаров, направленных на повышение уровня знаний инспекторов, и др.
Российское экологическое общество, в свою очередь, подготовило и направило в Росприроднадзор предложения по повышению эффективности осуществления общественного контроля, основанные на опыте взаимодействия с общественными инспекторами.
В их числе:
- наделение общественного инспектора правом предоставления своего особого мнения, которое должно быть учтено или обоснованно отклонено надзорным/контрольным органом;
- введение обязательного обнародования результатов общественного контроля с использованием цифровых информационных ресурсов;
- установление обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления уведомлять общественного инспектора о результатах осуществленного им общественного контроля;
- предоставление общественному инспектору права на освобождение от трудовых обязанностей с сохранением заработной платы в случае участия общественного инспектора в выездном контрольно-надзорном мероприятии;
- предоставление общественному инспектору права на защиту;
- законодательное закрепление юридической ответственности общественных инспекторов за совершение действий, порочащих статус общественного экологического инспектора, неправомерных действий;
- введение мер стимулирования граждан к деятельности в качестве общественного инспектора по охране окружающей среды, в том числе финансового характера.
С полным перечнем предложений, подготовленных экспертной командой, в которую вошли вышеназванные представители Общества, можно ознакомиться по ссылке https://www.ecosociety.ru/wp-content/uploads/2022/10/Predlozheniya.pdf.