В рамках соглашения о сотрудничестве, определяющего общие принципы взаимодействия Российского экологического общества и Приволжской железной дороги, подписанного в ноябре 2021 года начальником Приволжской железной дороги Сергеем Альмеевым и руководителем Саратовского регионального отделения Российского экологического общества Юрием Бажуткиным, состоялось выездное мероприятие рабочей группы по организации взаимодействия в вопросах экологического мониторинга, в том числе на объектах строительства и инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Целью мероприятия стало изучение естественного природного ландшафта оврага и протекающего по нему ручья в преддверии начала строительства железнодорожного мостового перехода через этот овраг в рамках реализации строительства Западного обхода Саратовского узла Приволжской железной дороги, намеченного на конец 2025 года.
Мероприятие было организовано Главным инженером Приволжской железной дороги Владимиром Андреевым, возглавившим «экологический десант» в Татищевском районе Саратовской области.
«Уверен, что выражаю мнение всего коллектива и руководства железной дороги — главное не навредить! Негативное воздействие на окружающую среду, при таком масштабном проекте, неизбежно. Все необходимые экспертизы и согласования получены и неоднократно перепроверены. Но это — документы, а нам, вместе с представителями экологической общественности, необходимо лично убедиться в максимальной безопасности и возможности дальнейшего существования флоры и фауны в конкретном месте строительства мостового перехода», — дал комментарий Владимир Андреев.
«Человек в своей деятельности рассматривает ландшафт как ресурсосодержащую и ресурсовоспроизводящую систему и поэтому антропогенное воздействие вносит в эту систему новые возмущения, трансформирующие естественные процессы обмена. Сооружение транспортных систем — не является исключением.
В связи с ростом человеческой деятельности и существенным изменением природной среды возникает острая необходимость в оценке ее состояния и меры благоприятности для человека и других живых существ. Наше региональное отделение Российского экологического общества предложило Приволжской железной дороге разработку экологической оценки природных территории (ЭОПТ). Проведение такой оценки и есть анализ качества природной окружающей среды и её изменения под воздействием антропогенных факторов», — высказал позицию глава реготделения Российского экологического общества Юрий Бажуткин.
ЭОПТ — это определение меры пригодности (благоприятности) природно-ландшафтных условий природной территории для обитания исторически сложившихся совокупностей видов растений и животных, обитающих в данной области и входящих во все ее экосистемы при наличии какого-либо вида хозяйственной деятельности. Информационной базой для ЭОПТ является экодиагностика (экологическая диагностика) — выявление и изучение признаков, характеризующих современное и ожидаемое состояние окружающей среды, экосистем и ландшафтов, а также разработка методов и средств выявления, предупреждения и ликвидации отрицательных экологических явлений и процессов.
ЭОПТ:
- установление природно-ландшафтной дифференциации;
- определение состояния ландшафтов и их отдельных компонентов;
- установление антропогенных действий на ландшафт;
- выяснение потенциальных возможностей ландшафтов противостоять антропогенным нагрузкам;
- определение экологических ситуаций и оценку меры их остроты;
- разработку рекомендаций по улучшению экологической обстановки.