Высокая ключевая ставка, установленная Банком России для борьбы с инфляцией, вынуждает компании откладывать инвестиционные проекты, не связанные с быстрой отдачей или перестройкой бизнеса под изменившуюся экономическую ситуацию. Под сокращения попадают и проекты, относящиеся к ESG (environmental, social and governance, окружающая среда, социальное развитие и корпоративное управление), отмечают опрошенные «РГ» эксперты. Перспективы рынка льготных заимствований «на благие цели», объем которого минэкономразвития оценивает в 130 млрд рублей, могут быть самыми разными.
«На самом деле ESG — финансовый инструмент, позволяющий компаниям привлечь на льготных условиях деньги на экологические или социальные проекты, на Западе дисконт составляет 0,2-0,3%, — говорит глава департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития минэкономразвития Александр Киревнин. — Задача государства — создать инструмент, которым бизнесу будет удобно пользоваться. Компании привлекают деньги на лучших условиях, получают конкурентные преимущества и решают важные для общества проблемы».
В начале 2021 года в России было размещено облигаций, соответствующих зеленой таксономии, — то есть правилам и критериям, позволяющих отнести тот или иной проект к тем, которые позволяют улучшить состояние окружающей среды, — на 24 млрд рублей. К концу прошлого года к ним были добавлены бумаги еще на 110 млрд рублей. По оценке Киревнина, с учетом частичного погашения облигаций, сейчас их совокупная масса примерно равна 135 млрд рублей.
«Рынок за год вырос в пять-шесть раз, это показывает высокую востребованность такого инструмента», — уверен Киревнин.
В минэкономразвития считают, что к 2030 году объем рынка зеленых облигаций составит 10% от стоимости всех размещенных корпоративных бумаг. По данным Банка России, сейчас объем рынка долговых бумаг равен 33,4 трлн рублей. То есть «зеленому» сектору предстоит вырасти еще примерно в 30 раз.
В министерстве признают, что в нынешних условиях темпы роста рынка ESG-бумаг сократятся — при ключевой ставке в 20% новых размещений бумаг на рынке не будет, но от среднесрочных и долгосрочных планов никто отказываться не собираются, полагая, что все потери будут отыграны чуть позже. Потребители на любом рынке — будь то Восток или Запад — потребуют от производителей соответствия стандартам заботы об окружающей среде и людях, чтобы не вылететь с рынков, компаниям придется предпринимать ESG-проекты, и раз под них можно получить более дешевое финансирование, они будут пользоваться этим инструментом, полагает Киревнин.
Канал повышения ликвидности облигаций и заимствований под «зеленые» проекты в Европе и Азии пока закрыт, но по-прежнему остается доступ к средствам, предоставленным правительством России, отмечал глава ВЭБ.РФ Игорь Шувалов в интервью телеканалу RT.
«Мы понимаем, что те планы, которые были озвучены президентом по социально-экономическому развитию и по поддержке и развитию фабрики проектного финансирования, будут выполнены, ВЭБ будет обеспечен и капиталом, и ликвидностью, для того чтобы эти процессы продолжались», — сказал он.
Глава ВЭБ.РФ уверяет, что все проекты, которые есть в портфеле организации, будут получать финансирование и дальше.
«ESG-проекты пока еще не успели сыграть значительной роли в экологическом благополучии, — уверен председатель Российского экологического общества (РЭО) Рашид Исмаилов. — Основной эффект от ESG — запуск трансформации мышления акционеров и менеджмента в части ценностей устойчивого развития».
По его мнению, в нынешней ситуации таким ценностям сегодня отведена второстепенная роль. Намного важнее сохранить темпы экологических реформ, отбросив все лишние или необязательные элементы, заключил глава РЭО.
Подробнее: Российская газета