О том, как меняется отношение к ESG-повестке в России, будут ли достигнуты целевые показатели по нацпроекту «Экология», как добиться соблюдения природоохранного законодательства, что такое экодиктатура и для чего нужен стране природоохранной суверенитет – в интервью с председателем Российского экологического общества Рашидом Исмаиловым.
Рашид Айдынович, за последнее время в ESG- и экологической повестках происходят существенные изменения, и сегодня об этом мы и хотели с вами поговорить, как с экспертом в данной области. Говоря об ESG-повестке, не секрет, что она изначально формировалась как необходимое условие конкурентоспособности компаний на международном инвестиционном рынке, которая пришла в нашу страну именно как внешний запрос. Как вы считаете, сейчас, в условиях иностранных санкций и некоторой изоляции российской экономики, ESG-повестка будет востребована для отечественных компаний?
В данный момент в экспертном сообществе идет большая дискуссия, что для России значит ESG, и само понимание этой повестки ставится под сомнение. По сути, происходит трансформация ценностей ESG.
Для чего это к нам пришло? Мы сейчас начинаем осознавать, что во многом идеология ESG действительно была привнесена в нашу корпоративную культуру извне, и ориентиры ее были направлены на внешние институты развития, на рейтинги, то есть больше с уклоном в некую оболочку пиара, имиджа, маркетинга.
Соответствие требованиям ESG — это действительно веяния западной культуры капиталов, которые, может быть, и созвучны с нашим культурным кодом, но не соответствуют ему полностью. И это мы всегда чувствовали. Поэтому сейчас эта идеология видоизменяется, переходит в другую систему ценностей, но, так или иначе, она у нас остается.
Если разобрать три составляющие буквы ESG, то первая буква — «Е» — ориентирована на соблюдение экологических требований и работает по принципу устойчивого развития. Но так и должно быть, потому что природоохранное законодательство должны соблюдать все хозяйствующие субъекты и природопользователи.
Говоря о второй букве — «S» — мы можем наблюдать, что текущие изменения в обществе и экономике, да и вообще на планете, способствуют тому, что сейчас очень явно проявляется потребность в заботе о человеке, улучшении качества жизни. А наше благополучие и здоровье, в свою очередь, зависит от экологических факторов, от состояния окружающей среды и экологии в целом. Поэтому и на букву «Е», и на букву «S» фокус обязателен.
Что касается третьей буквы — «G» (корпоративное управление) — она тоже сыграла свою положительную роль, несмотря на внешний генезис. Потому что топ-менеджеры, акционеры, которые работают на территории России, стали перестраивать управленческие решения и свое мировоззрение с упором на устойчивое развитие. Такая перестройка управленческих моделей позволила запустить процесс ESG. Мы это замечаем даже по тому, как формируется в России институт экологической репутации. Снижение экологических рисков, соблюдение природоохранных норм, проактивный подход, корпоративная социальная ответственность — все это реализуется сейчас через управленческие модели и решения.
30 марта проводилась конференция о будущем рынка устойчивого финансирования, где эксперты обсуждали перестройку ESG-повестки в зависимости от внешних условий. Например, изначально она начала транслироваться в России с экологическим запросом. Когда началась пандемия, фокус сместился на социальный аспект. Сейчас, с введением иностранных санкций в отношении российских компаний, условия снова изменились. Значит ли это, что компаниям нужно каждый раз полностью перестраивать свою ESG-политику, менять подход, или они все же могут держаться уже намеченного курса?
Вопрос в тех задачах, которые стоят перед акционерами и топ-менеджерами.
Если задача — выжить в нынешних условиях, то многие ценности ESG, которые играют роль дополнительных опций к соблюдению законодательства, можно, конечно, немного отложить в сторону. Сегодня главные приоритеты для корпораций — сохранение рабочих мест, своевременная выплата зарплаты сотрудникам и выполнение социальных обязательств. Человек становится ценностью номер один, это понимают как руководители крупных корпораций, сохранивших позиции на международном рынке, так и среднего и малого бизнеса, которые работают на территории страны.
Полный текст интервью: EcoStandard.journal