Официальное издание Росприроднадзора Журнал «Чистый воздух» в мартовском номере опубликовал интервью с главой Российского экологического общества.
Контроль соблюдения экологических норм предприятиями с каждым годом усиливается, внедряются автоматизированные системы, растет внимание к теме у власти и общества. Особенно это важно в промышленных городах. В том числе, для решения этих вопросов в Омске сформирован Экспертный совет по экологии при губернаторе. О задачах нового органа, зонах ответственности бизнеса и власти в интервью журналу «Чистый воздух» рассказал глава вновь созданного совета, председатель Российского экологического общества (РЭО), зампред Общественно-делового совета нацпроекта «Экология» Рашид Исмаилов.
– Рашид Айдынович, что послужило основанием для создания в Омске Экспертного совета по экологии? Здесь особо тяжелая экологическая ситуация или местные власти не способны проводить экологическую политику самостоятельно?
– Ни то, ни другое. Экологические проблемы есть везде, и возможности для их решения у большинства регионов достаточно схожи. Создание экспертной площадки, скорее, говорит об ответственном отношении омских властей к решению задач в сфере экологии, поставленных президентом страны. Привлечение губернатором внешней экспертизы, проведение независимого аудита демонстрируют открытость власти и намерение улучшить ситуацию.
– Это намерение подкреплено реальными делами?
– Да, разумеется, региону есть, что продемонстрировать. Омск сегодня в числе наиболее активных регионов в реализации федерального проекта «Чистый воздух». Здесь прошло первое в стране региональное общественное и экспертное обсуждение реализации проекта – Стратегическая сессия с участием федералов. Представительство предприятий-участников Комплексного плана по ФП «Чистый воздух» в Омской области одно из самых внушительных в стране. Их здесь 10. Но дело, конечно, не только в количестве. Бизнес реализует на территории региона очень серьезные и, подчеркну, дорогостоящие экологические программы. Например, на Омском нефтеперерабатывающем заводе сейчас тестируется автоматизированная система мониторинга выбросов, которая в последующем должна стать отраслевым маркером по всей стране.
– То есть чистый воздух – это, в первую очередь, ответственность бизнеса?
– Основная нагрузка должна лежать на бизнесе, ведь экологичность предприятий это их зона ответственности. Города проекта «Чистый воздух» – это территории присутствия крупных компаний, но в то же время и территории их ответственности. Ответственности перед людьми, проживающими рядом, в первую очередь. Ничего нового тут нет, это нормальная, принятая во всем мире практика. Разумеется, государство обязательно должно участвовать в этом процессе – и финансово, и создавая понятную регуляторную среду, условия. Конечно, очень важно, чтобы свою лепту вносили наука и общество.
– Какова в этом процессе функция Экспертного совета?
– Наша площадка будет компилировать мнения федеральных и региональных экспертов, но без политизации. Это принципиальная наша позиция. И наша задача – не навязывать власти какие-либо решения, а помогать губернатору и региональному правительству предоставлять необходимую экспертизу, например, в части технологий, внедряющихся в рамках «Чистого воздуха», консультировать по каким-либо важным решениям в сфере охраны окружающей среды. Ну и, что немаловажно, обращать внимание на потенциальные риски по всей экоповестке.
– То есть периметр деятельности Экспертного совета при губернаторе не ограничивается только «Чистым воздухом»?
– Да, наша сфера деятельности, наша повестка гораздо шире. Например, в Омской области, как и во многих других регионах, существует проблема рекультивации свалок и утилизации мусора. В Омске остро стоит вопрос по свалке «Советская-1», которая доставляет массу дискомфорта из-за запахов и пожаров. Для решения этой проблемы в стране запущен другой федеральный проект – «Чистая страна», где предусмотрено финансирование на ликвидацию объектов накопленного экологического вреда, таких как «Советская-1». И тут, с точки зрения независимого контроля и сопровождения, не последней может быть роль Экспертного совета. В целом, конечно, тем много: формирование новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, чистая вода, экологическое просвещение, общественный контроль и так далее.
– Вы сказали, что Омская область – один из самых активных регионов с точки зрения реализации экологических проектов. В других субъектах еще нет советов, подобных омскому?
– Есть. Подобная площадка ранее была создана при губернаторе Челябинской области. Практика оказалась успешной, и началось ее тиражирование. Напомню, Российское экологическое общество – официальный участник нацпроекта «Экология». В зоне наших интересов все 12 городов ФП «Чистый воздух». Каждому будем уделять внимание. Тем более что многие проблемные вопросы носят общий характер. Пример – взаимодействие с предприятиями во время НМУ (неблагоприятные метеорологические условия).
– Но не все города можно назвать индустриальными центрами. За счет чего делать воздух более чистым там, где промышленных предприятий не так много, как в Омске или Челябинске?
– Например, за счет снижения уровня выбросов от автотранспорта. Как известно, автомобильный транспорт является одним из основных загрязнителей воздуха в крупных городах. Таких городов в России, кстати, гораздо больше 12-ти, которые поименованы в Указе Президента России. Росгидромет такую информацию ведет.
– Это решаемая проблема?
– Все проблемы решаемы, если их решать. Можно переходить на общественный электротранспорт. Для тех городов, где это невозможно в силу объективных причин, существует более универсальное решение – переход на газомоторное топливо. Нужно стимулировать, поддерживать развитие такого транспорта. Можно ограничивать въезд в центр города транспорта, использующего топливо низкого экологического класса. Можно строить объездные дороги, разгружающие городские улицы и имеющие более высокий скоростной режим. Ведь, стоя в пробках, автомобили выбрасывают в выхлопах гораздо больше вредных веществ, чем во время движения. Есть и более простые решения. Например, ограничить въезд в город (или его центральную часть) грузового транспорта в период НМУ. Этот вопрос также будет обсуждаться на Экспертном совете по экологии.
– Обсуждение, консультации – это хорошо, но насколько сегодня реально организовать эффективный контроль природоохранных мероприятий?
– Экспертные советы – один из важных инструментов системы контроля. Решения, которые готовят органы власти, до их принятия обязательно должны изучать эксперты. Важно создать коммуникационные площадки, где все стороны могли бы высказать свое мнение, свою позицию. Самое важное, что эксперты могут не только выявить проблему, но и вынести ее на общественное обсуждение для принятия взвешенных, профессиональных решений. Конечно, должны внедряться современные природоохранные технологии, позволяющие сделать процесс контроля охраны окружающей среды максимально открытым. Я говорю о совместных лабораторных исследованиях, о комплексных системах мониторинга выбросов. Датчики должны устанавливаться на трубах предприятий, в зонах их влияния, вдоль наиболее загруженных участков автомобильных дорог.
– Готовы ли бизнес и региональные власти к решению задач, поставленных как в рамках проекта «Чистый воздух», так и в целом в рамках федеральных экологических программ?
– Просто нет других вариантов. Есть указ президента России, есть нацпроект, есть комплексные планы по каждому из 12-ти городов-участников ФП «Чистый воздух». Работа уже начата, и очень активно. Напомню: «Чистый воздух» в зоне ответственности Росприроднадзора. Конечно, в каждом регионе есть своя специфика. Но главное, чтобы на местах не было имитации бурной деятельности. Все заложенные мероприятия должны быть выполнены. Наверное, многие предприниматели сейчас считают, что можно будет обойтись малой кровью, в т.ч. за государственный счет. Но это не так.
– Можете назвать предприятия, желающие отделаться малой кровью?
– На данный момент не все готовы брать на себя обязательства по снижению выбросов. Если мы говорим про Омск, то основной загрязнитель воздуха – предприятия энергетики, работающие на угле. Перейти на газ как более экологичный они не готовы. По проекту «Чистый воздух» предполагается, что, продолжая работать на угле, они хотя бы поставят более современные фильтры. Но они рассчитывают на бюджетные деньги, получить которые непросто. А собственные средства вкладывать не хотят. При этом необходимая сумма внушительная, около 6 млрд руб.
– Как будет контролироваться снижение выбросов на предприятиях?
– Одна из наиболее действенных мер – внедрение автоматизированных систем мониторинга воздуха на крупнейших предприятиях, а также расширение стационарных постов контроля в жилых зонах. По закону в Омске до конца 2026 г. системы мониторинга должны быть установлены на трубах Омского НПЗ, завода «Омский каучук», трубах ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5, а также на объектах «Омскводоканала». На эти предприятия приходится основной объем промышленных выбросов в Омске. Мероприятия недешевые, но еще раз подчеркну – других вариантов просто нет. Все предприятия должны это понимать.
– А как же остальные предприятия?
– Очень правильный вопрос. Разумеется, контролировать только наиболее крупные предприятия недостаточно. В Омске немало так называемых «серых зон», где могут располагаться множество мелких предприятий, свалок и тому подобного, чьи выбросы вообще никак не нормируются, нигде не учтены, и оттого оказывают наибольший вред. Все эти зоны необходимо обследовать, поставить трубы-невидимки на учет и следить за тем, чтобы все предприятия, без исключения, снижали выбросы в период НМУ. Мы на этом будем настаивать и всячески содействовать. Жители не должны ощущать даже разрешенные выбросы. Как правило, это происходит, когда выбросы не рассеиваются – проще говоря, в отсутствие ветра. Если все будут жестко соблюдать меры в такие периоды, то это решит многие проблемы с запахами в Омске.
Но бороться нужно не только с этим. Запах не всегда означает вред. Множество непахнущих веществ могут причинить куда больший вред, чем тот же сероводород. Это, кстати, как я уже говорил, касается выбросов автотранспорта.
Источник : Журнал «Чистый воздух», официальное издание Росприроднадзора, №3 (6) март 2020.