4 октября 2023 года состоялось заседание Комиссии по экопросвещению Совета ТПП РФ по развитию экономики замкнутого цикла и экологии на тему: «Экологическое просвещение: доктрина и законодательство», которое прошло под председательством Максима Ющенко, председателя Комиссии по экопросвещению Совета ТПП РФ по экономике замкнутого цикла и экологии, начальника Управления ликвидации накопленного экологического ущерба ФГУП «Федеральный экологический оператор» Госкорпорации «Росатом».
Предметом обсуждения в ходе заседания стали актуальные доктринальные проблемы правового обеспечения экологического образования, экологического просвещения и формирования экологической культуры; научное содержание указанных понятий и их соотношение между собой; основные средства и методы достижения эффективности эколого-образовательной, эколого-просветительской деятельности; ключевые направления формирования экологической культуры населения и менеджмента крупных компаний.
Активное участие в заседании приняли представители научного и экспертного сообщества, бизнеса, общественных и иных некоммерческих экологических организаций, в частности, представители Российского экологического общества.
В рамках своего выступления заместитель Председателя Комиссии к.ю.н. Михаил Пономарев, научный руководитель Школы экологических компетенций Российского экологического общества Российского экологического общества выделил основные правовые проблемы развития законодательства об экологическом просвещении.
В рамках своего выступления от отметил, что в 2013 году была упразднена статья 72 «Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях» Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которая, в частности, предусматривала обязательность преподавания основ экологических знаний в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм. Одновременно с этим в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» также не было закреплено требование об обязательности преподавания основ экологических знаний на каждом из уровней образования.
В целях решения проблем, сложившихся в системе экологического просвещения потребуется внесение изменений в главу XIII «Основы формирования экологической культуры» Федерального закона «Об охране окружающей среды», направленных на: фиксацию системы правовых мер, направленных на формирование экологической культуры (включая экологическое воспитание, экологическое образование, а также экологическое просвещение); установление принципа обязательности преподавания основ экологических знаний на каждом из уровней образования (начиная с дошкольного, заканчивая ДПО); закрепление системы правовых и экономических мер (включая меры государственной поддержки), направленных на повышение эффективности формирования экологической культуры (например, путем разработки, принятия и финансирования мероприятий Федерального проекта «Экологическое просвещение и формирование экологической культуры» в рамках национального проекта «Экология»).
О проблемах реализации законодательства, влияющих на формирование практики реализации эколого-просветительских проектов, в своем выступлении рассказала Ирина Жочкина, к.ю.н., председатель регионального отделения Российского экологического общества по Республике Мордовия, доцент кафедры гражданского права и процесса Юридического института Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева. В частности, она отметила уровень «экологической культуры», как конечной цели формирования эколого-правовой компетенции, должен определяться: во-первых, уровнем экологического воспитания и образования; во-вторых, наличием экологической грамотности, уровень которой определяется совокупностью полученных навыков и развитием экологического мышления; в-третьих, действенными и эффективными способами экологического просвещения через законодательно установленную возможность распространения экологических знаний.
Однако, в вопросах формирования эколого-правовой культуры значимым фактором является правосознание, где система и «привычка» будут играть главную роль. Для этого важно создать комфортные условия, в которых будут формироваться надпрофессиональные навыки, в частности, навыки экологического мышления. Систематичность и непрерывность уже сейчас видится в отраженных федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) идеях о формировании основ экологического образования, в которых представлены компетенции. Не осталось в стороне и система высшего образования с формулировкой универсальной компетенции (УК-8). К сожалению, не всеми вузами посыл по включению УК-8 в программы обучения понят был верно. Проанализировав размещенные на официальных сайтах высших учебных заведений образовательные программы приходится констатировать, что о сохранении природной среды и других компонентах экологической компетентности у выпускников вуза говорить пока рано, так как среди индикаторов достижения результатов по компетенции УК-8 отсутствует описание знаний, навыков, умений, направленных на формирование «зеленых» навыков у будущих выпускников вузов.
Формирование эколого-правовой компетенции – результат внедрения в нашу жизнь надпрофессиональных навыков, универсальных для специалистов разных отраслей. Сфера образования, отвечая на вызовы времени, должна стать поставщиком квалифицированных кадров, овладевших в том числе эколого-правовой компетенцией. Вопросы формирования эколого-правовой компетенции должны быть включены в образовательные программы на всех уровнях образования не как теоретические компоненты, а как базовые составляющие подготовки к реальной трудовой деятельности. Кроме того, важно разработать Методические рекомендации по внедрению и реализации подобных компетенций в образовательных учреждениях всех уровней образования с целью обеспечения единых организационных и методических условий их реализации.
Юрий Бажуткин, председатель регионального отделения Российского экологического общества по Саратовской области, директор Юридической компании «Юркод» рассказал об опыте реализации проектов по экологическому просвещению в Саратовской области. В частности, он отметил, что одним из направлений общественной работы Саратовского регионального отделения является поддержка гражданских инициатив, направленных на экологическое воспитание детей и молодежи, а также содействие в реализации экопросветительских проектов и мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране природных объектов посредством повышения экологической культуры.
На протяжении шести лет ключевым экопроектом является просветительская программа «Патриотизм. Экология. Лидерство» в рамках которой проводились конкурсы детского рисунка «Портрет Волги», фотоконкурсы «Моя малая Родина» и туристические походы. Главной задачей этих мероприятий являлось поощрение неравнодушной позиции детей к вопросам освещения. Реализация наших общественных инициатив всегда находила поддержку Федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Ярким примером такого взаимодействия стал просветительский проект для воспитанников детских садов, школ, лицеев и интернатов «Закон один для всех». В рамках этого проекта был разработан Водный кодекс для школьников младших классов общеобразовательных учреждений. Авторами проекта являются Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура и наша организация. Проект официально поддержан Верхне-Волжским и Нижне-Волжским Бассейновыми водными управлениями Федерального агентства водных ресурсов.
В день космонавтики, в школах Саратовской области традиционно проходит конкурс детского рисунка «Земля в иллюминаторе», организованного отделением вместе с районными отделами образования.
«Это стало частью большой работы по воспитанию настоящих граждан, думающих, знающих, понимающих и любящих свою Родину», – сказал Юрий Бажуткин.
Наталия Ушакова, директор Департамента регионального развития Российского экологического общества в своем выступлении отметила, что крайне важно более широкое информирование о тех программах, акциях, мероприятиях по экопросвещению которые проводятся различными общественными организациями. Одним из полезных инструментов могла бы стать социальная реклама, доступно разъясняющая вопросы охраны окружающей среды (раздельный сбор отходов, биоразнообразие, экопривычки, гринвошинг и т.д.). При этом целесообразно проводить обучение по экологии для блогеров, активистов, лидеров общественного мнения, так как зачастую отсутствие экологических знаний приводит к неправильной подаче информации. Оптимально или целесообразно в каждом школьном предмете учитывать экологическую составляющую, что позволит реализовать междисциплинарной подход. Повышение квалификации для руководителей должно быть обязательным, так как отсутствие знаний природоохранного законодательства отрицательно влияет на процесс принятия управленческих решений.
Краткий обзор законодательства, регулирующего деятельность по экологическому просвещению, дала в своем выступлении эксперт Российского экологического общества, руководитель Департамента экологии ООО «Меридиан Экосистема», эксперт Общественного совета при Минприроды России, член Общественного совета при Росгидромете Наталья Душакова.
В рамках заседания также выступила Мария Попова, руководитель Общественного объединения «Антиборщевик», эксперт Российского экологического общества, которая отметила необходимость экологического просвещения населения в области биологических инвазий, что должно реализовываться, в том числе, в рамках образовательных стандартов.
В заседании также приняли участие и выступили эксперт Российского экологического общества, эксперт Общероссийского народного фронта Алексей Камин, а также Алексей Колесник, эксперт Российского экологического общества, член-корреспондент Российской экологической академии.
Участники заседания Комиссии обсудили наиболее актуальные проблемы экологического просвещения и формирования экологической культуры населения и управленческих кадров, а также был сформулирован ряд важнейших научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательства в области экологического просвещения, направленных на решение указанных проблем.
Более подробную информацию о заседании можно найти на официальном сайте ТПП РФ: https://org.tpprf.ru/of/komcircular/post-release/5078966/