С 2015 года количество газовых автозаправочных станций в России увеличилось более чем в три раза — до 942. Опорная сеть создана и представляет существенный потенциал для увеличения потребления природного газа на транспорте.
Мощность действующей инфраструктуры оценивается в возможность заправки полумиллиона автомобилей — это почти вдвое больше, чем существующий в стране автопарк на метане. Доля природного газа в общем объеме потребления моторного топлива пока 2 процента, но при этом экономический эффект от масштабной газификации транспортной системы страны очевиден. По итогам прошлого года благодаря переходу на метан для заправки своей техники отечественные компании сэкономили более 55 миллиардов рублей.
Цены на бензин и дизель растут. Газ в этом плане остается куда более стабильным и экономичным видом топлива. С начала 2023 года среднемесячная стоимость компримированного природного газа (КПГ) выросла всего на 1,6 процента, при этом стоимость бензинов АИ-92 и АИ-95 за тот же период поднялась почти на 7 процентов — до 50,26 рубля и 54,89 рубля соответственно. А рост цен на пропан-бутан и вовсе побил рекорды: средняя стоимость выросла более чем на 40 процентов — с 19,4 рубля в январе до 27,21 в ноябре.
При пробеге в сто тысяч километров коммерческий малотоннажный транспорт при переходе с бензина на метан экономит более 260 тысяч рублей в год. Городской автобус — около миллиона рублей, магистральный тягач — свыше одного миллиона рублей.
Для регионов России газификация транспорта — эффективный инструмент снижения себестоимости перевозок, повышения конкурентоспособности предприятий. Для жителей регионов — сдерживание роста цен на товары и услуги. Для экологии — сокращение выбросов парниковых газов. Только за девять месяцев 2023 года благодаря применению метана вместо дизеля и бензина в атмосферу не попало свыше 2 миллионов тонн CО2-эквивалента. Эксперты посчитали, что для компенсации таких объемов потребовалось бы высадить 500 тысяч гектаров леса, что сопоставимо с двукратной площадью Москвы.
Если автопарки муниципалов и компаний с государственным участием чаще всего пополняют новые газомоторные машины — автобусы, коммунальная техника, спецтранспорт, то для бизнеса и владельцев личного транспорта самым быстрым способом перехода на метан остается переоборудование. До недавнего времени многих останавливала необходимость вкладывать деньги в покупку газового оборудования для машины. Но с 2023 года в части регионов России водители получили возможность перейти на природный газ как топливо фактически бесплатно. Это произошло благодаря увеличению доли субсидирования переоборудования машин на метан, региональному софинансированию, а также программам стимулирования «Газпром газомоторное топливо». С июня 2023 года такая возможность появилась в 68 регионах страны благодаря запуску проекта «Народное топливо».
Проект по масштабному переоборудованию автотранспорта на метан «Народное топливо» создан единым оператором от ПАО «Газпром» по развитию рынка газомоторного топлива — «Газпром газомоторное топливо». Компания предлагает комплекс решений, который отвечает интересам всех сегментов потребителей.
«Проект «Народное топливо» фактически стал ответом на внешнеэкономические вызовы. Уже сейчас можно сказать, что он обеспечил 71 процент годового прироста техники на компримированном природном газе в автопарке страны», — отмечает генеральный директор компании Денис Корниенко.
Сегодня компании принадлежат почти 380 метановых заправок. Из них 37 начали работать в этом году. Три экологичные станции открыты в городах-участниках проекта «Чистый воздух»: в Череповце, Искитиме и Новокузнецке. Газозаправочной инфраструктурой полностью обеспечена федеральная трасса М-4 «Дон». Началось проектирование новых объектов на участках Москва — Нижний Новгород — Казань автодороги М-12. В декабре завершилось строительство двух газозаправочных станций в Сочи.
Подать заявку на участие в проекте «Народное топливо» до конца 2023 года можно на сайте единого оператора. Как говорится, успевайте поучаствовать в газификации собственного транспорта. Экономия очевидна.
Источник: Российская газета