Очень актуально в преддверии летнего сезона стоит вопрос со сточными водами частного сектора.
Канализация является такой же частью цивилизованного, ответственного существования в частном доме, как освещение, электроснабжение, отопление.
Очень часто, жилые дома оборудованы простыми выгребными ямами, которые могут быть еще к тому же и дренирующими, то есть часть стоков через отверстия в яме поступает в грунт. При этом необходимо учитывать уровень грунтовых вод на участке. Многие жители бурят скважины для питьевого водоснабжения. Не учитывают, что у скважины должна быть санитарно-защитная зона, в пределах которой никакие сооружения нельзя размещать, т.к. это может привести к загрязнению подземных питьевых вод, инфицированию и заболеваемости.
Ухудшается к тому же и экологическая ситуация. Такие ямы откачиваются с помощью ассенизаторских машин.
Организации, оказывающие услуги по транспортированию ЖБО, а это 4 класс опасности отходов, должны лицензироваться. Зачастую, люди обращаются к частным фирмам, в народе называемыми «черными ассенизаторами», которые не имеют лицензии на транспортирование ЖБО, незаконно сливают в ближайший коллектор, речку, вывозят в лес. Цены ниже, по сравнению с легализованными услугами. И прямая угроза экологии, об этом никто не думает.
Также, проблема заключается в том, что пляжи закрыты, так как Роспотребнадзор не дает заключение в связи с тем, что есть многократные превышения по группе бактерий кишечной палочки, а это прямая зависимость с загрязнениями канализационными стоками. Это проблема не одного года и с каждым разом идет ухудшение экологической ситуации. Муниципалитету необходимо разъяснять информацию жителям о заключении договора только с лицензируемыми организациями на транспортировку ЖБО, на сайте Росприроднадзора единицы компаний, у которых есть лицензия на данный вид деятельности, в интернете – их десятки по г.Липецку. Крайне важно наладить межведомственное взаимодействие всех заинтересованных структур: экологи, санитарные врачи, муниципальные службы, водоканал и доводить всю информацию до жителей, том числе точечно по населенным пунктам, территориям, где нет центральной канализации, больше времени уделять этому вопросу в СМИ, делать именно в этих районах экологическую рекламу по данной тематике.
Также остро стоит проблема с промышленными сточными водами. У каждого предприятия промышленные сточные воды индивидуальны по составу, концентрациям, требованиям к качеству очистки.
Если на предприятии произошло чрезвычайное происшествие, авария, для обеспечения экологической безопасности, предприятие обязано уведомить надзорный орган в течение 3 часов с момента возникновения аварии.
Проблема то не в том, что предприятия этого не знают, а проблема, что даже на крупных предприятиях в основной массе стоят примитивные очистные сооружения, после которых показатели загрязнений существенно превышают нормативы сбросов. Не проводится реконструкция, модернизация очистных сооружений.
А сейчас мы уже достигли того уровня цифровизации, что предприятия могут подобрать онлайн очистные сооружения, найти техническое решение по конкретному веществу-загрязнителю. Необходимо изменить управленческий подход к вопросам экологической безопасности на производстве. В настоящее время на первый план выходит твоя репутация, от этого напрямую зависят коммерческие риски. Увеличиваются штрафы, что тоже сказывается на прибыльности компаний. И уже дешевле привести деятельности в соответствие с действующим законодательством, чем поплатиться репутацией, платить штрафы и экологический ущерб и все равно устранять нарушение. То есть расходы возрастают в разы.
Сейчас стала более доступна экологическая информация.
20.03.2021 вступил в силу новый Федеральный закон от 09.03.2021 № 39-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты РФ», по которому федеральные, региональные и местные власти, которые обладают информацией о состоянии окружающей среды (экологической информацией), обязаны открыто размещать информацию: о состоянии и загрязнении окружающей среды, включая состояние и загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв; о радиационной обстановке; о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ; об обращении с отходами производства и потребления; о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду. В ближайшее время должны быть утверждены правила размещения и обновления информации о состоянии окружающей среды (экологической информации).
Ссылка на 4 выпуск программы ЭкоСреда: https://vesti-lipetsk.ru/peredachi/rossiya-24/vesti-ekologiya/4-ekosreda/