Министерство сельского хозяйства РФ планирует ввести новые правила ветеринарной и санитарной экспертизы продукции пчеловодства, которые помогут защитить потребителей от некачественного меда. Сейчас на прилавках более 80 процентов меда — фальсификат. Появляется даже лже-органический мед.
Засилье фальсификата в продукции пчеловодства беспокоит не только потребителей и пчеловодов, но и контролирующие ведомства. Как стало известно, в Минсельхозе РФ разработали новые правила ветеринарно-санитарной экспертизы меда и другой продукции этой сферы. К различным нарушениям будут относиться более серьезно. Также не реже одного раза в год мед будут проверять на содержание токсичных элементов, пестицидов, ветеринарных препаратов, в том числе антибиотиков. Хотя представители этой отрасли, защищающие потребителей от псевдомеда, считают, что проверять продукцию, поступающую в торговые сети, надо гораздо чаще. Например, как рассказывает председатель правления Национальной ассоциации пчеловодов и переработчиков пчелопродукции Сергей Тастан, член рабочей группы «Пчеловодство» в Минсельхозе РФ, председатель отделения Российского экологического общества в Алтайском крае, сейчас в торговых сетях 80% меда — фальшивка.
В меде иногда встречаются вредные вещества. Кроме того, переработчики не брезгуют и прямым обманом: например, делают мед из простого подсолнечника, а называют по-разному, так что фактически получается, что такое «мед» разливается из одной бочки.
«Например, бывает, что в “горном меде” вдруг обнаруживается мед из подсолнечника, в нем до 60 процентов такого меда, а в горах подсолнечник не растет! Или вдруг видим на полках “майский мед” — в мае все только сеять начинают, а они уже мед собрали! Мы тогда, в ходе проверок, шутили через слезы — это прямо какой-то “озимый подсолнух!”. Или пишут “алтайский мед” — а делают в Свердловской области. И такой фальсификат и контрафакт продают везде», — рассказывает Сергей Тастан.
Но еще хуже, что из той же «бочки» разливают и органический мед. Органический сектор сейчас активно развивается в России, потребители уже оценили и полюбили молочную и мясную органическую продукцию, покупают органическую крупу и хлеб, а вот органического меда пока не было — до тех пор, пока Роскачество в 2021 году не выдало органический сертификат на мед ИП Стасив и компании «Медовый дом».
Однако сторонники здорового образа жизни и органики, как оказалось, радовались рано: в этом меде тоже обнаружили вредные вещества, а значит, содержание таких баночек со сладким продуктом не соответствует знаку органической продукции, стоящему на этикетке. Как следует из свежего исследования ФГБУ «Всероссийский государственный центра качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов» ВГНКИ Россельхознадзора, оказалось, что в органическом меде компании «Медовый дом» оказались нитрофураны. Причем, как отмечает Сергей Тастан, нормы превышены в 3-4 раза.
Об опасности таких веществ в пищевой продукции «АиФ» писал и ранее. Нитрофураны — это группа лекарственных препаратов, а источник нитрофуранов — альдегид фурфурол. Но когда они оказываются в пище, то оказывают на наш организм токсическое действие. Мы можем ощущать снижение аппетита, тошноту, может появиться аллергия. Нитрофураны нарушают водно-солевой баланс, провоцируют сердечную недостаточность, понижают уровень белка в плазме, вызывают анемию, негативно влияют на работу печени. Как же все это могло оказаться в таком полезном продукте, как мед, да еще и в органическом меде?
«О превышении в меде многих веществ мы говорим постоянно. У компании “Медовый дом” мы тоже находили такой вредный мед, еще до того, как он неожиданно стал органическим», — говорит Сергей Тастан.
Действительно, в 2016, 2018 годах в меде «Медового дома» находили те же самые нитрофураны, а также метронидазол. Подобные вещества, поясняет эксперт, могут вызывать серьезные заболевания. Ну а в органической продукции такие составляющие вообще не могут содержаться.
Сначала органический сертификат получил непосредственный производитель «меда с нитрофуранами»- новгородское ИП Стасив. А, потом такой же сертификат был выдан и «Медовому дому», которому ИП Стасив поставляет мед. Однако, считает Сергей Тастан, история с сертификацией данного меда довольно странная. Например, объемы пасеки ИП Стасив не совпадают с масштабами поставок меда, но это было бы не выявлено на стадии очной проверки для подтверждения экспертами компании-сертификатора. Значит ли это, что таких проверок не было?
Это лишь один из примеров подобного отношения к сертификации органического производства. Производство органики имеет очень жесткие рамки, и сертификатор обязан проверить все досконально — на нем лежит ответственность за подтверждение органического производства. Ведь эта продукция потом отправится в магазины — и в тарелки потребителей. Но если она на самом деле не органическая — то это введение покупателей в заблуждение.
Если какой-то производитель сам хочет пройти все честно, сделать все правильно, но подобная «сертификация» упрощает ему путь в органику, то суть процесса сертификации становится бессмысленной.
По мнению Сергея Тастана, масштабное использование химии как на полях, так и впоследствии в готовой продукции ведет не просто к нанесению прямого вреда здоровью граждан, но и к дискредитации идеи импортозамещения и экспортоориентирования в том числе: от производителей сейчас ждут дополнительных усилий в том, чтобы на рынок выходили конкурентоспособные продукты, не только вкусные, но и полезные. А загрязненная пищевая продукция, в том числе и мед, — это еще и урон репутации России.
«Это диверсия против продовольственной безопасности страны!» — убежден глава Национальной ассоциации пчеловодов и переработчиков пчелопродукции.
Возможно, Минсельхозу придется вводить дополнительный контроль и за работой компаний — сертификаторов, чтобы потребителей не вводили в заблуждение. Мед может иметь высокое качество, однако если он не проходит жесткие требования по органике, он не должен получать органических сертификат.
Источник: Аргументы и Факты