Эксперт Российского экологического общества, эколог-аудитор АНО «Национальная промышленно-экологическая палата» Ирина Степанычева прокомментировала в журнале «Эковестник» изменения в регуляторике, связанной с обращением отходов I и II классов опасности.
С 1 марта 2022 года на рынок обращения с отходами I и II классов опасности выходит Федеральный экологический оператор. Согласно статье 14.4 № 89-ФЗ все образователи таких отходов обязаны заключать договор на передачу отходов с ФЭО, который уже непосредственно решит их дальнейшую судьбу и привлечет к работам по транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению операторов по обращению с такими отходами.
Однако в состав отходов I и II классов входят и отходы от использования товаров: аккумуляторы, батарейки, люминесцентные лампы, за которые согласно № 89-ФЗ ответственность несет их производитель/импортер в рамках расширенной ответственности производителей и импортеров.
К тому же большая часть таких отходов образуется у населения. В настоящее время крупными производителями/импортерами ведется совместная работа с утилизаторами по организации инфраструктуры сбора и утилизации отходов на безвозмездной основе для мест накопления. Организованы места накопления в школах, торговых сетях и так далее.
Федеральный экологический оператор (ФЭО) не готов обслуживать существующие места накопления отходов, да и федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности этого не предусматривает. Также ФЭО будет работать на основе утвержденного тарифа, который предполагает внесение платы любым юридическим лицом за утилизацию.
Таким образом, при исполнении РОП производителем/импортером и утилизации отходов через ФЭО происходит двойная оплата утилизации (производителем/импортером и юридическим лицом по тарифу). Если это отходы от населения, то еще и население заплатит за утилизацию в составе коммунальных платежей. Получается тройная оплата.
Возникает вопрос: каким образом производители/импортеры таких товаров должны исполнить требования законодательства, с кем должны заключать договор на утилизацию отходов для исполнения РОП. С ФЭО? Но ФЭО не является утилизатором, а в № 89-ФЗ четко прописано про прямые договоры с оператором по обращению с отходами. Даже в случае непосредственной утилизации отходов самим ФЭО остается вопрос двойной платы. ФЭО без тарифа не работает.
Согласно тому же № 89-ФЗ производитель/импортер товаров может заключить прямой договор с оператором по обращению с отходами для утилизации их товаров, утративших потребительские свойства. В данном случае также возникает противоречие в части платы за утилизацию, за один и тот же объем отходов заплатит и ФЭО (в рамках тарифа) и импортер/производитель в рамках договора с утилизатором.
Выходом из этой ситуации может быть выведение отходов от использования товаров из-под регулирования ФЭО либо добавление возможности утилизировать отходы I и II классов опасности операторам по обращению с отходами без заключения договоров с ФЭО при наличии собственных мощностей по утилизации таких отходов. Это позволит решить вопрос с дублированием платы за утилизацию, и существующая эффективная инфраструктура сбора отходов от населения сохранится.
В настоящее время проводятся обсуждения по внесению изменений в НПА: https://regulation.gov.ru/Files/GetFile?fileid=002bff37-081a-46a6-b204-c1466328cec5
Источник: Журнал Эковестник