Госдума приняла законопроект, который позволит эффективнее работать с опасными для экологии объектами. Если раньше регионы имели право выявлять объекты накопленного вреда окружающей среде (НВОС), то теперь это их обязанность. Кроме того, документ поменял принцип их ликвидации: отныне будут расставляться приоритеты — сначала устранят самые проблемные. Подробности — в материале «Известий».
Законопроект, принятый Госдумой во втором и третьем чтениях, зампред комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Александр Коган называет подготовкой к федеральному проекту «Генеральная уборка». Документ занимается совершенствованием системы ликвидации накопленного вреда окружающей среде, он позволит расставить приоритеты и выявить объекты накопленного вреда, которые нужно реабилитировать в первую очередь.
Объекты НВОС — это крупные несанкционированные свалки, заброшенные объекты, на которых долгое время копились опасные отходы, и другие территории, опасные для природы и населения из-за деятельности человека.
Выявленные объекты НВОС и сейчас вносятся в специальный реестр, их там уже 1929. Однако точное количество объектов неизвестно, да и достоверной информации о степени опасности их воздействия на окружающую среду тоже нет, говорится в пояснительной записке.
По словам Александра Когана, главное в законопроекте — регионы и муниципалитеты теперь должны выявлять такие объекты. Раньше это было их право. Также будут расставлены приоритеты, какие объекты должны в первую очередь ликвидировать.
Уничтожать их будут в рамках федерального проекта «Генеральная уборка».
Александр Коган рассказал, что принятый законопроект напрямую обязует муниципалитеты и регионы выявлять объекты накопленного вреда.
«Раньше это было право, которым не всегда пользовались, — пояснил он «Известиям». — Информация далее передается в Росприроднадзор и Роспотребнадзор, чтобы они оценили воздействие на природу и здоровье людей. Соответствующую обязанность мы также закрепили в законе».
По его словам, ликвидировать такие объекты муниципалитеты и регионы должны в рамках бюджетных возможностей — и понятно, что все свалки и заброшки ликвидировать получится только постепенно, поэтому и появится система выявления приоритетных объектов. В 2021 году был принят закон, согласно которому все экологические платежи стали «окрашенными» — то есть экологические сборы, штрафы, компенсации за нанесенный окружающей среде ущерб, получаемые от физических и юридических лиц, могут быть направлены только на решение экологических проблем.
«Это как раз та «кубышка», из которой можно и нужно брать деньги на ликвидацию объектов накопленного вреда», — сказал депутат Госдумы.
Ход работ по реабилитации территорий на всех этапах будет контролировать Росприроднадзор. Без положительного заключения ведомства ни один объект не будет считаться приведенным в порядок. Все сметы также будут жестко контролироваться — раньше такое требование было только при наличии объектов капитального строительства. То есть полномочия муниципалитета — выявление и ликвидация, а обследование и контроль — это уже дело федеральных ведомств.
Критерии для определения очередности ликвидации объектов должно разработать правительство. Однако основные принципы понятны и логичны, говорит Александр Коган: нужно убрать самые опасные для человека и природы угрозы.
Эксперт Российского экологического общества, основатель экобюро FUTUR Полина Позднякова отмечает, что в целом законопроект более подробно регламентирует порядок на уровне федерального законодательства. Упорядочение процессов должно повысить эффективность, но понадобятся дополнительные нормативно-правовые акты: порядок обследования и оценки, критерии отнесения к объектам, накопленный вред на которых ликвидируется в первую очередь, и так далее.
«Из улучшений можно назвать детализацию обязанностей по уровню полномочий публичной власти, — сказала она «Известиям». — В частности, отдельно прописали случаи, когда выявление и ликвидация объектов передается на федеральный уровень. Распределение полномочий между уровнями власти не всегда однозначно следует из действующего закона, что составляло большую проблему: из-за финансовой необеспеченности соответствующего уровня власти обязанности не исполнялись».
Кроме того, значительно конкретизирован порядок оценки объектов и ведения реестра объектов, продолжает Полина Позднякова. Это позволит получать наиболее точную информацию о состоянии объекта, рисках, с ним связанных.
«Третья новелла, которая в перспективе может повысить эффективность: отдельно уточняется, что ликвидация объектов должна происходить с применением наилучших доступных технологий, и только при их отсутствии — с применением технологий, не превышающих нормативов допустимого воздействия на окружающую среду», — сказала эксперт.
Подробнее: Известия
Фото: РИА Новости/Александр Кряжев