17 августа в онлайн-формате прошло заседание Научно-технического совета (НТС) холдинга под председательством генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова. Представители ОАО «РЖД», научного сообщества и бизнеса обсудили решения для реализации стратегии экологического развития компании, которые должны способствовать достижению холдингом нулевого углеродного баланса.
У ОАО «РЖД» уже есть успешный опыт в реализации экологической стратегии 2007–2020 годов, в ходе которой постоянно внедрялись энергосберегающие технологии для защиты окружающей среды. Объёмы выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников в холдинге за минувшие 13 лет сократились примерно втрое, объём использования воды, как и объём различных отходов, – вдвое.
По оценкам Международного энергетического агентства и Международного союза железных дорог, Россия занимает первое место по энергоэффективности грузовых железнодорожных перевозок, а в секторе пассажирских перевозок входит в пятёрку лидеров.
«Экологическая составляющая стала одним из ключевых факторов финансовой стабильности. Холдинг является крупнейшим эмитентом «зелёных» облигаций и единственной компанией, представляющей Россию на рынке ответственного инвестирования. Мы осознаём глобальное значение проблемы изменения климата. Поэтому в долгосрочной перспективе развития холдинга «РЖД» ориентируемся на достижение углеродной нейтральности», – заявил на заседании НТС Олег Белозёров.
Доля компании в общем объёме выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и сбросов загрязнённых сточных вод в стране составляет менее 1%, а в общем объёме эмиссии парниковых газов – менее 1,5%. Но согласно экологической стратегии ОАО «РЖД» до 2030 года, разработанной с учётом целей устойчивого развития ООН, в долгосрочной перспективе холдинг планирует достичь нулевого углеродного баланса.
«ОАО «РЖД» уже внедряет энергосберегающие технологии, способствующие достижению этих показателей, по уровню экологической ответственности компания является одной из самых передовых в России и в мире», – говорит глава Российского экологического общества Рашид Исмаилов.
По данным Дирекции тяги, 60% грузов, перевозимых по железным дорогам, оставляют углеродный след. В ближайшие годы ОАО «РЖД» планирует повышать энергоэффективность деятельности за счёт поездов на водородных двигателях и магистральных локомотивов с силовой установкой на базе электрохимических водородных топливных элементов совместно с литий-ионными аккумуляторными батареями. До 2024 года планируется электрификация участков протяжённостью свыше 1400 км.
«С 2015 по 2020 год энергоёмкость железнодорожного транспорта снижена на 8,5%. По итогам этого года компания планирует получить экономию энергоресурсов в объёме 200–300 тыс. тонн условного топлива, 35% которого приходится на тягу поездов на общую сумму 250 млрд руб.», – отметил и.о. заместителя генерального директора – главного инженера ОАО «РЖД» Владимир Андреев.
Участники НТС обсудили вопросы внедрения перспективных технических и технологических решений и научно-технической деятельности компании в области обеспечения экологической безопасности и решили, что на пути к нулевому углеродному балансу необходимо проведение регулярного экологического мониторинга выбросов вредных веществ. С этой целью в холдинге собираются внедрять цифровую геоинформационную платформу экологического мониторинга.
«Её разработка возможна на базе АО «НИИАС» совместно с ведущими институтами РАН и предприятиями отечественной промышленности. Предлагаемое решение основано на сборе и комплексной обработке данных, получаемых от измерительных систем, установленных на подвижном составе, стационарных наземных станциях и действующих космических системах дистанционного зондирования атмосферы и поверхности Земли», – пояснил генеральный директор АО «НИИАС» Александр Долгий.
По итогам заседания определили, что основными направлениями деятельности на пути декарбонизации станут расширение полигона использования электротяги, внедрение локомотивов, использующих альтернативные виды топлива, в том числе возобновляемые, применение подвижного состава, минимизирующего испарения при перевозке опасных грузов, и пылеобразование при перевозке сыпучих грузов. Многие технологии уже разработаны. В частности, в РЖД завершено тиражирование аппаратно-программного комплекса, предназначенного для построения энергосберегающих графиков движения поездов.
Итоговый протокол заседания НТС, который появится в сентябре, будет содержать консолидированные данные об уже имеющихся в распоряжении ОАО «РЖД» технических решениях для снижения уровня углеродной нагрузки на окружающую среду, а также предложения по развитию законодательства для Минприроды, Минэнерго. Новый документ позволит осветить стратегическую цель экологического планирования до 2030 года и пути её достижения, а также повысить качество научно-технической деятельности компании в области обеспечения экологической безопасности на железнодорожном транспорте.
Источник: https://gudok.ru/newspaper/?ID=1575974