На днях в нижегородском парке «Швейцария» прошли финальные конкурсные мероприятия команд конкурса «Экософия» президентской платформы «Россия – страна возможностей». Одним из центральных событий финала стала презентация нескольких отобранных организаторами проектов финалистов конкурса «Экософия» перед экспертами. Проектом, вызвавшим самый неподдельный интерес, стал концепт добровольной сертификации устойчивого развития туризма «Зеленое кольцо России».
С одной стороны, жители мегаполисов осознанно стремятся получать турпродукт в условиях экологической чистоты, чтобы очистить легкие от городского воздуха, а голову – от шума и стрессов. С другой стороны, и государство все больше внимания уделяет целям устойчивого развития, которые заняли свое место в Национальных проектах, в стратегиях развития регионов, в других федеральных документах.
Отталкиваясь от этих трендов, инициатива «Зеленое кольцо России» предлагает внедрить механизмы устойчивого туризма на природных территориях. Формат проекта – система добровольной сертификации коллективных средств размещения и других объектов экологического туризма, которые берут ответственность перед нынешним и будущими поколениями за свою деятельность на территории. Объектам туризма, которые подтвердят приверженность ее критериям, будет присваиваться знак «Зеленое кольцо России».
«Главная задача Российского экологического общества — повышение экологической ответственности в стране, на всех уровнях: власть, бизнес, общество, — отмечает исполнительный директор Российского экологического общества, член экспертного совета проекта «Экософия» Юлия Филаткина. — Отрадно видеть, что появляется все больше инициатив, которые также идут в фарватере нашей основной повестки. Очень важно сохранить природу для будущих поколений, создавать механизмы, которые делают следование целям устойчивого развития выгодным для бизнеса. Хочется пожелать проекту «Зеленое кольцо России» удачного старта».
«Получение знака «Зеленое кольцо России» сможет влиять на капитализацию бизнеса коллективных средств размещения и других туробъектов, повысит лояльность финансовых организаций и доверие клиентов, улучшит шансы на победы в тендерах, — говорит автор проекта, директор АНО «ТУРИЗМ» и руководитель коммуникационной группы Insiders Андрей Лапшов. — Наш проект призван заинтересовать бизнес в том, что вести деятельность на природных территориях, основываясь на принципах устойчивого развития — выгодно. В результате выиграют все: и сам бизнес, и местные сообщества, и живая природа. А в регионе, в котором будет активно развиваться наша система добровольной сертификации, повысится инвестиционная привлекательность. Такие механизмы начинают работать все заметнее».
На конкурсе «Экософия» в группу поддержки проекта влилось несколько других финалистов. Комментирует победитель конкурса, руководитель проектного офиса «Первый экологический», региональный координатор по внешним связям «Экоцентра Удмуртии» Елена Могилевская:
«Устойчивое развитие территории — это приоритетная задача для государства. Туристический бизнес должен тут вносить свою лепту, взяв на себя ответственность за соблюдение правил устойчивого развития, решая соответствующие задачи в социальной, экономической сферах, в области экологии на своих территориях. Система сертификации сможет систематизировать данные направления и станет перспективным стимулом для развития туристической индустрии в каждом субъекте РФ».
В настоящий момент система добровольной сертификации и ее критериальная основа зарегистрированы в Росстате, создан Экспертный Совет проекта из числа уважаемых представителей туристической и экологической индустрий. Проект проходит верификацию в Российском Союзе Туриндустрии.
«Экологический туризм и в мире, и в России сейчас растет на 10-15% в год, — продолжает Андрей Лапшов. – Это значит, что растет антропогенная нагрузка на природу. И это также значит, что настает время для таких проектов, как «Зеленое кольцо России».