Поиск
Close this search box.
Поиск
Close this search box.

На Форуме «Экология большого города» в Санкт-Петербурге обсудили меры адаптации к климатическим изменениям

На Форуме «Экология большого города» в Санкт-Петербурге обсудили меры адаптации к климатическим изменениям
В Санкт-Петербурге прошел круглый стол: «Адаптация к климатическим изменениям. Проблемы и пути решения», организованный Российским экологическим обществом. Модератором выступил Рашид Исмаилов – председатель Российского экологического общества. Предлагаем ключевые тезисы спикеров, принявших участие в мероприятии.

Михаил Пономарев, эксперт и научный руководитель Школы экологических компетенций Российского экологического общества рассказал о правовых аспектах адаптации к изменениям климата в крупных мегаполисах.

С декабря 2021 г. вступил в силу Федеральный закон N 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов».

«Мы все живём в новых условиях, которые установлены данным Федеральным Законом. И, к сожалению, внезапно сложившиеся новые геополитические, экономические условия существенным образом влияют на систему природоохранного и климатического законодательства. Сейчас наиболее целесообразной является перестройка от системы требований именно к адаптации к изменениям климата, потому что, в такой непростой экономической ситуации, наверное, ограничивать промышленность и бизнес было бы неправильно. Большая роль по вопросам, связанным с адаптацией к изменению климата, принадлежит климатическим проектам. До экономических потрясений начал реализовываться ряд климатических проектов по всей территории Российской Федерации. В законе об ограничении выбросов парниковых газов предусмотрены меры социальной поддержки тематических проектов и более того, Правительство Российской Федерации должно определять основания для предоставления мер государственной поддержки и такие меры потребуются в ближайшее время, в связи со сложившимися экономическими условиями. Ответственный бизнес надо поддерживать для реализации климатических проектов».

Иван Серебрицкий, заместитель председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга рассказал про адаптацию к климатическим изменениям в городе.

«Проблема парниковых газов, в условиях нынешней политической ситуации, несколько меняя свою остроту становится другой…. На сегодняшний день довольно трудно однозначно сформулировать, что произойдёт даже в ближайшее время с климатической повесткой в части парниковых газов, но она не изменится в плане тех задач которые поставлены Правительством Российской Федерации, которые определены указами Президента Российской Федерации… Что же необходимо делать в соответствии с нашей городской стратегией социально-экономического развития: укреплять и развивать информационную, научную базу в области климата, которые обеспечивают максимальную полноту и достоверность информации о состоянии климатической системы, о воздействии климата, его текущих и будущих изменениях, последствиях, а также работать над реализацией оперативных и долгосрочных мер по адаптации к изменению климата, смягчения воздействия человека на климат… На площадках форума прозвучала очень интересная мысль, которой не могу с вами не поделиться. Казалось бы, парниковые газы не всеобъемлющая вещь, есть отрасли экономики, где они производятся в больших или меньших количествах. Но их можно использовать как надёжный и показательный индикатор для определения приоритетных действий в разных областях для определения плана мероприятий по адаптации к изменениям климата, например, транспортная отрасль. Именно транспорт является основным загрязнителем атмосферы и основным источником парниковых газов Санкт-Петербурга и других больших городов, соответственно, понимая выбросы мы понимаем, что снижение выбросов автотранспорта — это приоритетное направление в области адаптации ровно то же самое можно использовать в разрезе энергетики, зелёного строительства и многих других… Если рассматривать вклад Санкт-Петербурга в общий выброс парниковых газов в Российской Федерации в разрезе данных в период с 11 по 19 год, то он составляет 1,69 процентов от общего объема парниковых газов, выбрасываемых Российской Федерации в CO2 эквиваленте… На сегодняшний день мы используем наиболее экологичное топливо — это природный газ».

Семен Яковлев, первый заместитель министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия).

«Основное внимание это вопросы охраны вечной мерзлоты. Трансформация ландшафтов и снижение несущей способности многолетнемерзлых пород на территории Республики Саха (Якутия) являются главной угрозой климатических изменений. С каждым годом Российская Арктика испытывает сильное влияние глобального потепления климата, и проблема деградации вечной мерзлоты становится все более очевидной, но приходится констатировать, что со стороны государства пока не уделяется достаточного внимания».

«В Республике Саха (Якутия) среди наиболее характерных климатических рисков можно отметить: таяние вечной мерзлоты, весенние и летне-осенние паводки, жаркая, сухая погода в летнее время, экстремально низкие температуры наружного воздуха в зимнее время… В соответствии с пп «в» п.1 Перечня поручений по итогам пленарного заседания Восточного экономического форума от 16.10.2021 № Пр-1971 Правительству Российской Федерации поручено создать федеральную систему мониторинга вечной мерзлоты на базе государственной наблюдательной сети Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной системы мониторинга состояния многолетней мерзлоты с наделением соответствующими полномочиями и выделением средств из федерального бюджета. Мы считаем, что этих мер будет недостаточно… Республика Саха (Якутия) не дожидаясь федерального закона в мае 2018 года приняла свой региональный закон «Об охране вечной мерзлоты». В настоящее время Правительством Республики Саха (Якутия) ведется работа по научному обоснованию принятия ряда подзаконных актов по утверждению нормативов в области охраны вечной мерзлоты; определению факторов, влияющих на состояние вечной мерзлоты, в том числе по уровню их воздействия на состояние вечной мерзлоты; утверждению обязательных требований к осуществлению хозяйственной и иной деятельности в целях предупреждения опасного воздействия на состояние вечной мерзлоты; определению и утверждению мероприятий по уменьшению уровней воздействия на состояние вечной мерзлоты. Но надо отметить, что с такой глобальной проблемой республике не справится самостоятельно, нужна поддержка федерального центра, нужно достичь понимания, что этот вопрос требует незамедлительного решения на уровне Российской Федерации».

Никита Бортников, ООО «Газпром газомоторное топливо», специалист Управления по работе с органами власти и связям с общественностью.

«ООО «Газпром газомоторное топливо» является единым оператором ПАО «Газпром» по развитию рынка газомоторного топлива и наши ключевые цели: расширение заправочной инфраструктуры, создание единого информационного поля для всех участников рынка, где они могли бы обмениваться мнениями и популяризация метана, как газомоторного топлива… Ключевой климатический риск, о котором уже сегодня говорили, это таяние вечной мерзлоты, где добывается 90% российского газа, 30% нефти, 100% палладия и 90% алмазов… Примерно четверть парниковых газов приходится на транспортный сектор. Транспорт — один из основных источников парниковых газов и самый главный способ сократить выброс — это переход на альтернативные виды топлива… Транспорт —  это не только один из основных источников парникового газа, но и основной источник загрязняющих веществ, которые наносят вред организму человека. До 70% вредных веществ в городах выбрасывает транспорт… При использовании метана удельные выбросы парниковых газов в 1,7 раза меньше, чем у дизельного топлива, и в 2 раза меньше, чем у бензина, с учетом всего жизненного цикла топлив (от добычи до потребления)… Россия обладает крупнейшими запасами природного газа, развитой газозаправочная сетью, собственными технологическими решениями. Природный газ в настоящее время является наиболее эффективной и доступной альтернативой бензину, дизельному топливу. В настоящих условиях, чтобы адаптироваться к изменениям климата мы можем переводить транспорт на природный газ… Расчеты показали, что перевод всего общественного и коммунального транспорта Санкт-Петербурга на природный газ уменьшит выбросы загрязняющих веществ примерно на 20 000 тонн в год, в том числе сократятся на 300 тонн выбросы наиболее опасных мутагенных веществ».

Денис Маринов, и.о. начальника Центра охраны окружающей среды Октябрьской железной дороги, в своем выступлении рассказал о развитии низкоуглеродных технологий на предприятиях железнодорожного транспорта.

Доля РЖД в общих показателях негативного воздействия на окружающую среду предприятий, функционирующих на территории РФ, составляет менее 1%.

В тоже время РЖД активно работает над перспективными мероприятиями и решениями, такими как:

  • Разработка и производство водородного подвижного состава
  • Расширение использования возобновляемых и экологичных источников энергии на объектах железных дорог (солнечные электроустановки, тепловые насосы и др.)
  • Обновление парка тягового подвижного состава (газомоторные локомотивы)

Денис Маринов поделился результатами природоохранной деятельности Октябрьской железной дороги за 2021 год, а также мероприятий по минимизации воздействия на окружающую среду на полигоне Октябрьской железной дороги, о работе проектного офиса, взаимодействии с партнерами, реализации проектов с экологической составляющей.

Александр Говорин, независимый эксперт по геотермальным и воздушным тепловым насосам, специалист по внедрению и эксплуатации геотермальных и воздушных тепловых насосов, рассказал о строительстве энергоэффективных или пассивных домов. А также поделился идеями использования тепловых насосов в отдаленных регионах, что экономически более выгодно, чем доставка топливо.

Екатерина Кравцова, начальник Управления экологической политики Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы поделилась огромным опытом Москвы по подготовке решений по адаптации к изменениям климата. И каких результатов городу удалось достичь.

Запись можно посмотреть по ссылке: https://youtu.be/klgJohfdWns?t=23844