Поиск
Close this search box.
Поиск
Close this search box.

Использование игровых технологий в экологическом образовании и просвещении обсудили с участием представителей Российского экологического общества

Использование игровых технологий в экологическом образовании и просвещении обсудили с участием представителей Российского экологического общества
16 ноября 2023 года в Московском университете геодезии и картографии (МИИГАиК) состоялось выездное заседание Комиссии по экопросвещению Совета ТПП по экономике замкнутого цикла и экологии Совета ТПП РФ по развитию экономики замкнутого цикла и экологии на тему: «Использование элементов геймификации в экологическом образовании и экопросветительских проектах», прошедшее под председательством Максима Ющенко, председателя Комиссии по экопросвещению Совета ТПП РФ по экономике замкнутого цикла и экологии, начальника Управления ликвидации накопленного экологического ущерба ФГУП «Федеральный экологический оператор» Госкорпорации «Росатом».

В рамках выездного заседания Комиссии активно обсуждались дискуссионные проблемы внедрения игровых технологий (элементов геймификации) в образовательный процесс и в экопросветительские проекты; роль указанных технологий в повышении эффективности подготовки квалифицированных кадров в сфере экономики замкнутого цикла; наилучшие практики геймификации, реализуемые в образовательном и просветительском процессе; а также возможность использования игровых технологий и их наилучших практик коммерческими компаниями для  формирования «зеленого» имиджа, формирования экологического сознания и профессиональной подготовки кадров в сфере экономики замкнутого цикла, а также в ходе переподготовки и повышения квалификации своих сотрудников в сфере устойчивого развития, ESG и экономики замкнутого цикла.  

Открыла заседание Комиссии первый заместитель председателя Совета ТПП РФ по развитию экономики замкнутого цикла и экологии Елена Семилетова, которая в своем выступлении отметила значимость поиска новых направлений повышения эффективности экологического образования и эколого-просветительской деятельности, в том числе, путем внедрения в данную сферу игровых технологий (элементов геймификации).

С приветственным словом к участникам заседания выступила ректор Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК), д.э.н., к.т.н., доцент Надежда Камынина. Она рассказала о большом значении игровых форм для эффективной подготовки квалифицированных кадров для органов государственной власти (в частности, для Росреестра и иных органов) и о большой роли МИИГАиК в этой работе.

Максим Ющенко, председатель Комиссии по экопросвещению Совета ТПП РФ по развитию экономики замкнутого цикла и экологии, поприветствовал участников заседания и выступил с кратким обзором работы Комиссии. В своем выступлении он также подчеркнул значимость использования технологий геймификации в образовательном процессе и при реализации проектов в области экологического просвещения для формирования экологического сознания и экологической культуры.   

Михаил Пономарев, заместитель Председателя Комиссии по экопросвещению Совета ТПП РФ по экономике замкнутого цикла и экологии, доцент кафедры земельного права и государственной регистрации недвижимости МИИГАиК, эксперт Российского экологического общества, к.ю.н. посвятил свое выступление существующим и перспективным правовым возможностям внедрения игровых технологий в процесс экологического образования и эколого-просветительскую деятельность и представил предложения по возможному изменению законодательства для реализации указанных новшеств.

Дмитрий Кавтарадзе, ведущий научный сотрудник биологического факультета Московского государственного университета (МГУ) имени М.В. Ломоносова, д.б.н. в рамках своего выступления рассказал об истории зарождения игровых форм обучения и возможностях их применения в системе высшего образования, а также об успешном об опыте внедрения различных деловых и имитационных игр в области устойчивого развития в образовательный процесс в высших образовательных учреждениях (на примере МГУ).

Елена Тимофеева, заместитель декана по дополнительному образованию, доцент кафедры химии почв факультета почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова, к.б.н. в своем выступлении поделилась опытом применения деловых игр, а также кейсов (в частности, рассказала о применении case-study в качестве методики преподавания) в различных коммерческих и государственных организациях, и роли экологического образования в актуальной ESG-повестке.

Яна Кудашкина, член Президиума и председатель Комитета по вопросам экологии и устойчивого развития Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Руководитель школы целостного мышления и инновационных решений Pro Logos рассказала о лучших игровых практиках в области экологии, применяемых для обучения как студентов, так и специалистов различных коммерческих компаний для реализации целей построения ими целостной картины мира и осмысления существующей реальности.

О практике применения технологий в проектной деятельности для реализации целей формирования у обучающихся современных комплексных цифровых компетенций в Московском государственном университете геодезии и картографии (МИИГАиК) рассказала Анна Синицына, доцент кафедры экономики МИИГАиК, к.э.н. В своем выступлении она осветила основные цели и задачи геймификации в системе высшего образования, психолого-педагогических принципах геймификации, рассказала о сферах ее применения в проектной деятельности МИИГАиК и о визуализации практических кейсов на конкретных примерах.

Екатерина Колесова, начальник Эколого-просветительского центра «Воробьевы горы» ГПБУ «Мосприрода» г. Москвы, к.п.н. рассказала о эколого-просветительской деятельности Центра, о реализации им игровых практик (в частности, о практике проведения игры «Из отходов в доходы») при осуществлении экопросветительской деятельности Центра.    

Антон Нуркенов, заместитель директора по GR ООО «Инновации детям» (г. Челябинск), к.т.н. представил результаты работы своей компании в части разработки и внедрения игр, основанных на применении технологий дополненной реальности (AR-технологий), для обучения школьников и взрослых в целях приобретения ими экологических навыков и компетенций, а также формирования экологического сознания.

Татьяна Плато, директор ГБУ РК «Республиканский центр обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий и природопользования», председатель правления регионального отделения Российского экологического общества в Республике Коми (г. Сыктывкар) рассказала об опыте проведения игр на экологическую тематику для школьников и взрослых в рамках реализации ряда региональных проектов в Республике Коми, направленных на достижение основных целей национального проекта «Экология».

Елена Иванова, заведующая лабораторией образовательных инфраструктур научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета, к. псих. н., доцент в своем выступлении рассказала о практике применения игровых технологий в процессе обучения на элективных курсах студентов педагогических вузов.

Руководитель Регионального отделения Российского экологического общества в Нижегородской области, руководитель Благотворительного экологического фонда «Цивилизация», член Общественной палаты Нижегородской области (г. Нижний Новгород) Светлана Васильева поделилась своим опытом организации и проведения игры «#Экопривыкай» в различных регионах России, реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов.

Алексей Колмаков, эколог, предприниматель, соавтор проекта «Ecologic» рассказал об истории создания и реализации своего проекта как примера геймификации в эколого-просветительской деятельности.

Руководитель общественного движения «Антиборщевик», член Российского экологического общества, разработчик учебных пособий для детей и взрослых Мария Попова в своем выступлении рассказала о практике организации и проведения игр как эффективном способе усвоения знаний о борьбе с борщевиком Сосновского.  

Александр Штин, руководитель Регионального отделения Российского экологического общества по Кировской области, координатор Кировской областной добровольческой  общественной организации по развитию социальных инициатив граждан «Чисто Вятка» (г. Киров) поведал об опыте внедрения технологий геймификации при осуществлении проекта «С чего начинается Родина», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

Елена Романова, руководитель учебного отдела АНО ДПО «Эколого-просветительского центра «Заповедники», куратор межрегионального движения Друзей заповедных островов рассказала о практике организации и проведения ЭкоЦентром «Заповедники» Всероссийского заповедного урока, игрового проекта «Заповедные игры» и ряда иных игровых проектов.

Наталия Ушакова, член Комиссии по экопросвещению, Директор регионального развития Российского экологического общества подвела некоторые итоги заседания Комиссии и отметила, что представленный практический опыт внедрения игровых форм и технологий может быть крайне полезен для дальнейшего использования в системе экологического образования и эколого-просветительской деятельности.  

В ходе заседания Комиссии его участники в дискуссионной форме обсудили наиболее актуальные проблемы использования игровых технологий (элементов геймификации) в экологическом образовании и просвещении населения и управленческих кадров ими был сформулирован ряд важнейших предложений в области реализации игровых технологий в данной сфере.