«Настало время прибраться в России, чтобы у нас было меньше мусора, всяких нелегальных свалок, чтобы вода была чистая, воздух, чтобы количество лесов не сокращалось, а увеличивалось, чтобы животный мир, многообразный в России, мы могли передать вам», — сказал еще в 2016 году специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов на слете юных экологов Российского движения школьников.
Эта фраза «Пора прибраться…» – ключевая для развития экологических программ и инициатив в нашей стране. К сожалению, об экологии у нас думали не всегда. Больше внимания со стороны государства к этим вопросам появилось со стартом нацпроекта «Экология».
С заботой о природе
В стране сейчас реализуется одна из 42 стратегических инициатив правительства «Генеральная уборка», общая задача которых – быть максимально полезными для людей. Уже вовсю идет работа по ликвидации 191 несанкционированной свалки в границах городов и 88 наиболее опасных объектов накопленного вреда, в том числе крупных объектов федерального значения, таких как полигон «Красный бор» в Ленинградской области, «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат» и промпредприятие «Усолье-Сибирское». Последнее вызывало особое беспокойство. Там в результате деятельности самого предприятия еще с советских времен образовался реальный очаг экологического бедствия для всей Иркутской области. Причина – в самом производстве. Всего здесь выпустили более 1 млрд тонн продукции, среди которой значительный объем занимал хлор. Его получали, как говорят специалисты, «грязным способом» – ртутным электролизом раствора поваренной соли. В итоге ртути на территории бывшего Усольехимпрома было очень много. Самые проблемные точки – цех ртутного электролиза, земля под ним, накопитель вредных отходов. Плюс предприятие сбрасывало сточные воды в Ангару. А в 1990-е отходы производства начали затаривать в различные емкости и размещать их на территории промплощадки.
Опасные вещества закачали и в 12 глубинных соляных скважин.
Вся территория и санитарная зона вокруг постепенно пропитывались вредными веществами, отравляя сам город Усолье-Сибирское, где проживает более 70 тысяч жителей. В 2018 – 2019 годах экологи зафиксировали выбросы опасных химических веществ из-за разгерметизации ёмкостей. Это происходило по вине черных сборщиков металлолома, много лет вывозивших с территории обанкротившегося химпрома железо. Тогда промышленная площадка в Усолье-Сибирском признается территорией экологического бедствия, и определяется исполнитель по ликвидации вреда – ФГУП «Федеральный экологический оператор» («ФЭО») Госкорпорации «Росатом». Уже обезврежены самые опасные объекты, идет рекультивация территории, и скоро на месте бывшего «сибирского Чернобыля» появится экотехнопарк «Восток», который займется промышленными отходами предприятии металлургической и химической отраслей Иркутской области. Его построят благодаря реализации федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I — II классов» национального проекта «Экология».
Что было, что есть, что будет
На сегодня «Чистая страна» пришла в большинство регионов России (66 из 89). Одним из наиболее знаковых рекультивированных объектов является городская свалка Челябинска. Это был один из крупнейших в России объектов по площади восстановления: в полезное использование возвращена территория площадью 74,1 га. Надо ли говорить, что в Челябинске с тех пор стало легче дышать. На 30% сократились выбросы вредных веществ в атмосферу города, прекратились сбросы фильтрата свалки, предотвращено отравление воды и земель. К слову, площадка бывшей свалки сейчас востребована. Так, в 2021 году там прошли соревнования ECO RACE. Спортсмены преодолевали пятикилометровую трассу с препятствиями.
Директор направления по реализации государственных и отраслевых программ в сфере экологии Госкорпорации «Росатом» Андрей Лебедев в свое время рассказывал «Комсомольской правде», что многие из примененных «ФЭО» при рекультивации Челябинской городской свалки технологии использовались впервые и будут востребованы на рекультивации аналогичных объектов. На том же «Красном боре» в Ленинградской области.
Большая работа была проведена и в Московской области. С 2018 по 2022 годы ушли в прошлое 13 полигонов твердых коммунальных отходов: «Быково», «Каширский», «Электросталь», «Кучино», «Дубна Левобережная», «Дубна Правобережная», «Кулаковский», «Долгопрудный», «Аннино», «Княжьи Горы», «Слизнево», «Вальцово» и «Царево». До конца 2024 года предстоит рекультивировать 13: «Часцы», «Съяново», «Каурцево», «Парфеново», «Воловичи», «Егорьевский», «Лесная», «Сафоново», «Талдомский», «Поварово», «Непейно», «Шатурский» и «Ядрово».
Арктика выделена в отдельное направление. Архангельская область, Чукотский автономный округ, Мурманская область, Республика Карелия, Республика Саха (Якутия). Один опасный объект уже ликвидирован – нефтяное загрязнение в Архангельской области. В работе еще 6 несанкционированных свалок. На очереди – 4 объекта, которые планируется привести в порядок до конца 2024 года.
Во всех направлениях
В 2023 – 2024 годах запланировано 148 мероприятий по ликвидации накопленного вреда окружающей среде: из них 134 свалки и 14 особо опасных объектов. В планах восстановить более 3,5 тыс. гектаров нарушенных земель, что позволит улучшить качество жизни для более чем 29 млн человек.
В основе «генуборки» следующие направления:
- Оценка воздействия свалок и прочих экологически опасных объектов на здоровье граждан и продолжительность их жизни на окружающую среду. Нужно в ближайшие два года обследовать 1929 объектов. Из них 192 уже изучены Росприроднадзором, и результаты направлены в Роспотребнадзор для комплексной оценки.
- Ликвидация прошедших оценку объектов накопленного вреда.
- Ликвидация скважин нераспределенного фонда недр. Всего планируется ликвидировать 500 скважин, из них в 2022 году 60 (все в Краснодарском крае).
- Поднятие и утилизация затонувшего имущества. Нужно поднять 213 судов в регионах Дальневосточного федерального округа.
Все идет по плану: как улучшается экологическая обстановка в регионах
Председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов уверен: федпроект «генуборка» в рамках нацпроекта «Экология» идет по плану. Конечно, эффективность результатов будет понятна по завершении проекта. Но уже есть примеры, которые дают повод для оптимизма.
«Например, подъем судов идет нарастающим итогом, — поясняет Рашид Исмаилов. — А одно из ключевых условии обеспечения эффективности федпроекта – его достаточное финансирование. Надеюсь, что экономические условия и внешнеполитические факторы позволят обеспечить запланированные результаты».
— На ваш взгляд, какие территории – самые проблемные?
«С точки зрения задачи по подъему затонувшего имущества – конечно, регионы Дальневосточного федерального округа, где накопилось значительное количество затонувших судов. Потенциально сложные территории для «генуборки» – это Арктическая зона. Ключевая трудность – климатические условия. Потенциально обратил бы внимание на тиражирование доказавших свою эффективность мероприятии в других акваториях страны».
— Страна большая, мест для «генуборки» немало!
«Нужно сначала получить определенные итоги, понять, какие управленческие и технологические решения к ним привели. Словом, обобщить практику и грамотно спланировать бюджет. А так, вы правы, территории и задач для «генуборки» достаточно».
— Какую, на ваш взгляд, самую насущную проблему устранили с помощью «генуборки»?
«Одна из самых насущных и нерешенных до сегодняшнего дня природоохранных проблем – заброшенные нефтяные скважины. Не было даже, что называется, «подхода к снаряду». Огромное количество следов эко- диссидентства добывающих компании за десятилетия своей деятельности оставлены на территории нашей страны еще с советских времен. «Генуборка» положила начало наведению порядка в этой области. Да, за счет федбюджета. Государство должно ликвидировать ущерб, нанесённый нашей природе безответственным бизнесом. Есть социально значимая история, связанная с оценкой влияния объектов накопленного вреда природе на здоровье и продолжительность нашей жизни. Очень актуальная задача в «генуборке», результаты которой будут крайне востребованы при принятии управленческих решении. Сегодня есть запрос на такие данные. Кстати, это позволит также измерять эффективность самого федпроекта».
Подробнее: Комсомольская правда