Заведующий научно-исследовательской лабораторией методологических проблем энергосбережения, доцент ФГБОУВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ», член Совета Российского экологического общества Евгений Гашо прокомментировал экологическую ситуацию в Москве: «Ухудшение экологии дело быстрое и динамичное, а вот улучшение всякий раз требует последовательной системной работы, особенно в крупных городах. Москва идёт по этому пути практически десятилетие, реализуя разные экологические задачи в транспорте, энергетике, восстановлении лесопарков, мониторинге… Скажете — все вместе сделать невозможно..? Все вместе и сразу — невозможно.., а поэтапно и в увязке друг друг с другом — вполне. И пусть это не покажется странным, но каждое маленькое улучшение тянет за собой следующее.. К примеру, модернизация центра города и новая транспортная политика вывела на улицы города больше людей и оказалось что это окупается по другим»каналам»».
Евгений Гашо принял участие в коллегии Департамента природопользования и окружающей среды Москвы, который представил итоги экологической политики города за 10 лет. Среди главных достижений — снижение загрязнения воздуха на фоне роста количества автомобилей, улучшение качества воды в Москве-реке и ее притоках, а также состояния почв, цифровизация и развитие системы экологического мониторинга.
Как заявил глава Департамента природопользования столицы Антон Кульбачевский, Москва поставила цель стать устойчивым умным городом. Это соответствует мировому тренду, которому следуют крупнейшие города планеты: «Работа органов города Москвы ориентирована на то, чтобы у населения рос индекс счастья и удовлетворенности окружающей средой. В этом индексе экология является важным элементом. Из 14 городских программ семь завязаны на задачи экологического развития».
Одной из главных задач участники коллегии признали борьбу с загрязнением воздуха.
«Все жители мегаполисов, особенно таких крупных, как Москва, берут на себя определенные риски. Смертность от загрязнения воздуха в Москве составляет около 2–3 тысяч смертей в год. Это на уровне Берлина и Парижа, но хуже, чем в Стокгольме и Копенгагене, где меньше машин», — признал заведующий лабораторией прогнозирования качества окружающей среды и здоровья населения РАН Борис Ревич.
Как и 10 лет назад, на долю автотранспорта приходится до 90% всех загрязняющих атмосферу веществ. Несмотря на рост количества машин у жителей столицы и области с 5,7 млн до более чем 7,7 млн, удалось снизить выбросы от автомобилей на 218 тыс. т — сейчас они составляют 782 тыс. т в год. По подсчетам столичных властей, количество вредных веществ на жилых территориях уменьшилось более чем в два раза. Этому способствовало расширение зоны платной парковки, ограничение доступа автомобилей низких экологических классов на МКАД и ТТК, переоборудование и перевод на газ городского автопарка, развитие электротранспорта, включая метро, МЦК и МЦД.
«Для дальнейшей борьбы с загрязнением воздуха необходимо не только ограничивать доступ машин в город, но и высаживать деревья и кустарники вдоль автотрасс для создания зеленой завесы», — считает Борис Ревич.
С целью снижения нагрузки на окружающую среду столичные власти внедряют экологические технологии во все сферы городского хозяйства. Благодаря масштабной модернизации Курьяновских и Люберецких очистных сооружений удалось сократить загрязнение столичных рек и водоемов. Как пояснили представители ГПБУ «Мосэкомониторинг», сейчас качество воды в 65% контрольных створах характеризуется как «условно чистая» и «слабо загрязненная». С 2014 года малые реки, питающие Москву-реку, перестали считаться «грязными».
В Москве также зафиксировали сокращение загрязнения почв. Специалисты связывают это с уменьшением выбросов от автомобилей. Содержание нефтепродуктов в почве снизилось на 65% (в 2,8 раза) и достигло минимальных значений за историю наблюдений с 2005 года.
С января 2020 года столица перешла на раздельный сбор твердых коммунальных отходов (ТКО). Мусор будут сортировать и размещать на 11 комплексах переработки отходов в Московской области. Всего в регион отправится 3,4 млн из 8,1 млн т ТКО, которые ежегодно образуются в городе.
«У нас есть концепция переработки твердых коммунальных отходов, согласно которой 50% поступающих отходов будут возвращаться во вторичный оборот посредством сортировки и компостирования. Остальные 50% — термически обезвреживаться либо отправляться на захоронение. Это касается отходов, которые образуются как на территории столицы, так и Московской области», — пояснил первый заместитель министра экологии и природных ресурсов Подмосковья Владислав Холодков.
Антон Кульбачевский сообщил, что пока еще рано оценивать качество раздельного сбора отходов в столице. «Условия созданы, теперь жители должны привыкнуть. Мы пониманием, что нужно время, чтобы адаптироваться, начать сортировать, раскладывать по пакетам и выбрасывать отходы не в мусоропровод, а в отдельный контейнер рядом с домом. То же самое касается городских служб, которым приходится работать по новому регламенту», — рассказал глава Департамента природопользования.
В 2019 году Москве был присвоен статус активного участника Партнерства C40 — международной ассоциации из 94 городов мира, которые борются с проблемой изменения климата. Таким образом эксперты отметили приверженность столицы принципу раскрытия данных о выбросах парниковых газов, количество которых с 2013 года сократилось более чем на 18% (с 71,9 до 58,2 млн т). В прошлом году столица подписала декларацию C40 «Зеленые и здоровые улицы» и с 2017 года ежегодно проводит Климатический форум городов. Согласно декларации C40, город взял обязательство с 2025 года закупать только автобусы с нулевыми выбросами вредных веществ, а к 2030-му — очистить большую часть города от автомобильных выхлопов. Одна из мер, которые помогут это сделать, — продолжение программ озеленения и благоустройства.
«За десять лет мы высадили более 650 тыс. деревьев и 5,8 млн кустарников. В Нью-Йорке, к примеру, с которым часто сравнивают Москву, произрастает всего 650 тыс. деревьев. Получается, что с 2010 года мы обновили зеленый фонд целого Нью-Йорка», — поделился Антон Кульбачевский.
С 2010 года число автоматических станций мониторинга состояния атмосферы возросло с 37 до 56 (с учетом Подмосковья, где установлены московские станции, — 60). Москва испытывает передовые разработки по контролю загрязнения атмосферы, заявила руководитель ГПБУ «Мосэкомониторинг» Полина Захарова. Среди них — дистанционные спектральные анализаторы, позволяющие определять наличие 460 вредных веществ в радиусе нескольких километров, и мультисенсорные системы распознавания запаха. С помощью нейронных сетей и машинного обучения они способны предупреждать о появлении в воздухе неприятных запахов.
«Система экомониторинга Москвы соответствует мировым стандартам. Собираемые данные входят в информационную базу ВОЗ. Благодаря мерам, которые предпринимает город, качество воздуха в столице улучшилось, однако этот показатель во многом зависит от метеорологических условий», — рассказала представитель ВОЗ в России Мелита Вуйнович.
С 2018 года совместно с Российским университетом дружбы народов (РУДН) Москва тестирует систему дистанционного мониторинга состояния зеленых насаждений, сообщила представитель ГПБУ «Мосэкомониторинг» Елена Гавриленко. В рамках научно-исследовательской работы на деревьях, расположенных на территориях РУДН и Российского государственного аграрного университета им. К. А. Тимирязева, были установлены датчики, которые измеряют такие параметры, как интенсивность фотосинтеза, прирост диаметра ствола и другие.
«В будущем эти данные помогут нам удаленно и оперативно отслеживать изменение состояния деревьев. В прошлом году мы собирали данные. В этом году специалисты РУДН будут разрабатывать критерии оценки качества зеленых насаждений. Эта работа станет основой для создания системы интеллектуального управления зеленым фондом столицы. Если результаты исследования будут успешными, мы планируем запустить программу в 2021 году», — рассказала Елена Гавриленко.
Кроме того, представители «Мосэкомониторинга» предложили законодательно разрешить общественный мониторинг качества воздуха, отметив, что малогабаритные датчики, которые используют активисты, могут стать дополнением к системе государственного мониторинга. Например, устройства можно расположить вблизи промышленных предприятий, где стационарных станций недостаточно. Для тиражирования опыта и разработки отраслевых стандартов специалисты предложили создать ассоциацию региональных систем экомониторинга. В случае успешного применения стандартов они могут быть приняты на федеральном уровне.
Представитель сервиса электронных референдумов «Активный гражданин» презентовал новое направление проекта. С этого года разработчики будут регулярно проводить опросы по волнующим москвичей экологическим проблемам. «Это открывает новые возможности для вовлечения жителей в решение актуальных проблем и корректировки программ городского развития», — заключил Антон Кульбачевский.
По материалам: https://plus-one.rbc.ru