Примерно 30 лет назад стало модным считать все достижения и технологические прорывы советского периода отечественной истории малозначительными и архаичными. Особенно ярко это видно по отношению к вопросам энергетики. Сложно себе представить другую сферу, где существовало бы большее количество легенд, мифов и заблуждений. Но как говорил классик, «мощный свет знаний способен развеять даже самый плотный туман невежества». О прошлом, настоящем и будущем отечественного энергетического сектора мы поговорили с доктором технических наук, заведующим лабораторией методологических проблем энергоэффективности Московского энергетического института, членом Совета Российского экологического общества, профессором Евгением Геннадьевичем Гашо.
«Неэффективность советской модели – это миф»
– Очень часто говорят, что у нас в стране всегда были огромные потери в энергетике. Вы согласны с такими оценками?
– Что касается тепла, электричества и так далее, катастрофических потерь никогда не было и нет. Все это сказки, выдуманные различными зарубежными «экспертами», для того чтобы играть в различные политические и экономические игры. Никакого безумного отставания в этой сфере у нашей страны нет. Это хорошо показывают удельные расходы на выработку тепла, электроэнергии, а также на производство стали, чугуна, цемента и другой промышленной продукции. Все эти цифры абсолютно соизмеримы с зарубежными.
Конечно, там, где все еще стоят какие-нибудь древние доменные печи и оборудование десятилетиями не модернизировалось, будут большие энергопотери. Но ни о каких превышениях в 2–4 раза речи идти не может. Наши удельные показатели расходов топлива и «углеродоемкости» на 1 кВтч сегодня находятся на уровне Дании. И это куда лучше, чем у Германии, Америки, Китая и других стран, с которыми нас часто пытаются сравнивать. Это объективные данные, которые получены нами в ходе тщательных исследований этого вопроса, и мы ими постоянно пользуемся в ходе наших исследований.
– А как вы относитесь к мнению, что советская централизованная система теплоэнергетики неэффективна? Есть ли какой-нибудь рассчитанный предел экономической эффективности децентрализации для нашей страны?
– На самом деле это очень старый вопрос, который всегда занимал умы специалистов в самых разных странах. Его поднимали многие экономисты-энергетики, эконом-географы еще в 30-е и 40-е года прошлого века, и наша географическая школа выработала понятие «энергопроизводственных циклов», на основе которого создавались ТПК – территориально-производственные комплексы. Действительно, есть определенные пределы разумной централизации теплоэнергетики. Все зависит от одного единственного фактора, который называется «плотность нагрузок», тепловых или электрических.
Например, если у вас в квартале 100 на 100 м стоит 50-этажный небоскреб, а рядом с ним еще несколько серьезных строений в 30 и 25 этажей, то вы вряд ли будете для каждого дома делать отдельную котельную. Это просто глупо и непрактично. А вот если у вас двух-, трехэтажные коттеджи стоят на расстоянии километра друг от друга, тут совсем другая ситуация. Все это напрямую связано с нагрузками, которые в нашей стране зависят от климата.
Расчеты показывают, что только южнее условной линии Белгород – Ростов-на-Дону – Ставрополь централизованная система начинает быть равна по затратам и эффективности децентрализованной системе. Это наглядно видно, например, в Краснодарском крае. Люди там живут распределенно, и это в тех климатических условиях действительно рационально и выгодно. Все, что севернее, – это зона, оптимальная для централизованных систем теплоснабжения. Что касается электроэнергии, то здесь ситуация немного иная. С учетом развития новых видов возобновляемых источников энергии (ВИЭ) она может быть определенным образом пересмотрена. Например, городские пригороды могут быть подключены к децентрализованным источникам, а сам город снабжаться централизованно. Но тут нужен точный расчет и симбиоз разных источников. Это инженерная задача более высокого уровня.
Подробнее: Журнал «Вокруг ЖэКа»