Российское экологическое общество по результатам общественных обсуждений проекта оценки негативного воздействия на окружающую среду проектируемой установки по переработке гудрона «Висбрекинг» Рязанского НПЗ направило главе Города Рязань Елене Сорокиной свои замечания и предложения.
1. Не получено убедительных данных от Заказчика о том, что планируемая деятельность является реконструкцией. Мы уверены, что под видом реконструкции уже имеющейся, но неработающей установки АВТ-2 (атмосферно-вакуумной трубчатки) на предприятии планируется строительство новой установки для висбрекинга. Согласно Генплану Рязани, Положению о градостроительном планировании, Глава 5.5 «Мероприятия по оптимизации экологической обстановки», раздел «Эколого-градостроительные мероприятия», п.2: «ЗАПРЕЩЕНИЕ РАЗМЕЩЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА НОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 1-3 КЛАССОВ САНИТАРНОЙ ВРЕДНОСТИ», размещение таких производств 1 класса санитарной вредности на территории города запрещено. Из чего следует прямой вывод о недопустимости и запрете на строительство подобных производств.
Со слов представителя Заказчика будет «реконструировано» более 90% от неработающей установки АВТ-2 под установку Висбрекинга т.е. того производства, которого до «реконструкции» именно на этой площадке не было.
Согласно ГрК РФ «реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов», («Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.08.2020).
2. Не дана оценка влияния вредных веществ на состояние атмосферного воздуха в районе предполагаемого осуществления строительства.
3. Датчики-газоанализаторы для контроля вредных выбросов в результате строительства и работы установки по переработке гудрона «Висбрекинг», проектом не предусмотрены.
4. Не учтены риски нехватки кислорода в рабочей зоне установки для полноценного сгорания отходящих газов, что может привести к неконтролируемому выбросу крайне опасных химических веществ.
5. Проектом не дана оценка состава сжигаемого газа на входе в печи «Висбрекинга» и состава продуктов сгорания.
6. Нет данных о составе сжигаемого газа и не дана оценка возможности образования рекомбинированных химических соединений на входе и выходе в печи «Висбрекинга», не дана оценка их воздействия на окружающую среду.
7. Проектом не дана оценка роста накопительного и рекомбинированного негативного воздействия вредных веществ на окружающую среду особенно в холодное время года. Данная оценка должна учитывать выбросы со всех установок РНПК за предыдущие 5 лет в соответствии с данными государственного экологического мониторинга.
8. Проектом не дана оценка воздействия на почвенную среду, поверхностные водные объекты, растительность и животный мир, не представлено обоснование отказа от проведения оценки воздействия на данные компоненты окружающей городской среды.
9. Проект не содержит материалы по выявлению рисков для здоровья населения, проживающего в границах СЗЗ или в непосредственной близости к её границам. Нет и научно достоверного обоснования отказа от проведения данных исследований.
На основании вышеуказанного анализа экспертами Рязанского регионального отделения Российского экологического общества были сформулированы выводы:
1. Считаем приведенную в проекте оценку воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду неполной, необъективной и не отвечающей основной цели проведения оценки воздействия на окружающую среду, которой «является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий», (п.п.1.2. Главы 1. Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации. Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. N 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации»;
2. Не соблюден один из основных принципов ОВОС – «материалы по оценке воздействия на окружающую среду должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, а также социальных и экономических факторов (принцип научной обоснованности, объективности и др.» (Согласно п.п.2.6, Главы 2. Основные принципы оценки воздействия на окружающую среду. Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации. Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. N 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации»);
3. Требуем принятия отрицательного решения по данному проекту и деятельности, то есть отказаться от намечаемой деятельности «Реконструкция установки первичной переработки нефти АВТ-2 под процесс «Висбрекинга».
«Российское экологическое общество продолжает держать под пристальным контролем проект реконструкции установки АВТ-2 под установку Висбрекинга и принимает активное участие в Общественных слушаниях на всех стадиях обсуждения проекта в Администрации г. Рязани», — подчеркнула глава Рязанского отделения РЭО Виолетта Чёрная.