Один из самых экологичных видов транспорта — железнодорожный. Доля предприятий РЖД в общем объеме негативного воздействия на окружающую среду — менее 1%. При этом Свердловская железная дорога не только последовательно снижает техногенное влияние на природу, но и берет на себя дополнительные обязательства: проводит акции по экопросвещению, помогает развивать пункты раздельного сбора отходов, приводить в порядок прилегающие к железной дороге территории.
В 2022 году РЖД утвердили обновленную экологическую стратегию. В числе важнейших направлений природоохранной деятельности — снижение выбросов загрязняющих веществ, в том числе парниковых газов, в атмосферу, снижение сбросов недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты, реализация проектов в сфере экологического просвещения, сохранения и восстановления биоразнообразия окружающего мира. Каждое из этих направлений активно реализуется на СвЖД.
«Если раньше при планировании работы промышленные предприятия ориентировались только на нормативы текущего законодательства, чтобы не допустить превышения допустимых коэффициентов воздействия на окружающую среду, то сейчас вопросы экологии включают большой спектр мероприятий, в том числе на прилегающих к инфраструктуре железной дороги локациях. Мы взаимодействуем с особо охраняемыми природными территориями, лесничествами, проводим встречи с подрастающим поколением», — рассказал начальник Центра охраны окружающей среды СвЖД, специальный представитель Российского экологического общества по взаимодействию с ОАО «Российские железные дороги» Эдуард Рябухин.
Компания реализует достаточно масштабные природоохранные мероприятия. Один из примеров — система ливневой канализации с комплексом очистных сооружений на станции Екатеринбург-Сортировочный, которая позволила исключить сброс недостаточно очищенных сточных вод с обширных территорий вокруг станции в водоем, а значит, улучшить экосистему Верх-Исетского пруда.
«В начале 2000-х годов тема Верх-Исетского пруда была на всех передовицах. Качество воды было ужасным. Требовался комплексный план мероприятий по оздоровлению этого объекта. Мы пришли на помощь, взяли повышенные обязательства: разработали крупный проект по строительству ливневой системы, чтобы исключить сброс сточных вод. Часть вод проходили транзитом через станцию, мы их тоже завели в очистные сооружения. В настоящий момент сброс вод без очистки со стороны станции полностью исключен», — отметил представитель Свердловской магистрали.
Более того, на станции запущены инновационные очистные сооружения по очистке промышленных сточных вод.
«Мы поддерживаем и проекты по раздельному сбору мусора. Возле управления Свердловской железной дороги установили пункт, которым пользуются и наши сотрудники, и жители близлежащих микрорайонов. Таких площадок в Екатеринбурге более 20. Перед этим мы проводили обучение, мастер-классы для персонала — это достаточно кропотливая, но интересная работа, и эффект мы почувствовали», — подчеркнул Эдуард Рябухин.
Каждый год на площадке около управления СвЖД собирают около 15 тонн вторсырья. С этого года начали проект по сбору пластиковой тары, с дальнейшей передачей на переработку, собрано 500 килограммов, в планах — увеличить этот показатель до 12 тонн.
Благоустройство и озеленение территорий в регионах присутствия тоже является частью экологической стратегии РЖД. Среди недавних крупных проектов в портфолио Свердловской магистрали — реконструкция сквера имени Константина Бабыкина на улице Челюскинцев в Екатеринбурге, строительство экологической тропы возле скал Каменная чаша. В работах над последней приняли участие специалисты Ботанического сада УрФУ, которые помогли подобрать редкие и краснокнижные виды растений.
Источник: Областная газета