Поиск
Close this search box.
Поиск
Close this search box.

Добровольный вклад. Бизнес активно защищает экологию

Добровольный вклад. Бизнес активно защищает экологию
Российские бизнес-компании вложили в реализацию экологических инициатив сумму, сопоставимую с 50% бюджета нацпроекта «Экология». Об этом рассказала руководитель дирекции стратегии, аналитики и исследований АНО «Национальные приоритеты» Юлия Грязнова.
Вклад бизнеса в нацпроект «Экология»

Национальный проект «Экология» реализуется в России с 2019 года.

«Затраты федерального бюджета на нацпроект „Экология“ составляют 1,4 трлн рублей, но еще 700 млрд рублей, по данным ВНИИ Экологии, внес бизнес в целом. И это было сделано добровольно, никто не принуждал, это было внебюджетное финансирование, — сообщила Юлия Грязнова — Национальные проекты — это те проекты, которые должны быть делом всей нации. Не делом государства, отдельного министерства или ведомства (это называется ведомственный проект, а не национальный). Важно, чтобы в нацпроект включались и на равных правах действовали и бизнес, и общественные организации, и обычные граждане».

Председатель Российского экологического общества (РЭО) Рашид Исмаилов отметил, что национальный проект «Экология» сформировал институт экологической репутации бизнеса, а использование логотипа нацпроекта является маркером, подтверждающим эту репутацию. По мнению председателя РЭО, у каждого акционера и топ-менеджера компании должна быть «экологическая совесть».

Три составляющих «зеленого» бизнеса

Роль бизнеса в формировании «зеленого будущего» обозначила руководитель проектного офиса по внутренним коммуникациям и корпоративной социальной ответственности ГК «Росатом» Анна Жигульская.

«Мы проводили большое количество исследований — как внешних, так и внутренних, как с партнерами, так и сами. Спрашивали людей про то, что такое зеленое будущее, что для них важно. И мы выделили три больших направления в этом зеленом будущем. Первое — это технологии. Это история про то, что технологии, которые мы будем использовать, должны быть экологичными, должны соответствовать экологическим принципам и стандартам, и здесь у нас с вами большое поле возможностей. Второй важный аспект, без которого зеленое будущее для нас будет чуть более закрытым и чуть менее доступным, это профессионалы — люди, которые работали бы в экологическом направлении и обладали необходимыми профессиональными знаниями. И третье направление — это все, что касается аспектов культуры. Могут быть классные технологии, могут быть высокого уровня профессионалы, которые разрабатывают и внедряют эти технологии, но если каждый из нас не будет соответствовать принципам экологической ответственности, нам всем будет гораздо сложнее в этом новом зеленом мире и зеленом будущем», — сказала Анна Жигульская.

Что мотивирует бизнес

Юлия Грязнова рассказала, почему бизнес участвует в экологических проектах и что конкретно его мотивирует. Она обозначила четыре основных ориентира: репутация, ценности, снижение потерь и рост прибыли.

Экологические мотивы крупного бизнеса:

  • Экология, следование целям устойчивого развития и национальным целям — как репутация у инвесторов и регуляторов
  • Экология — как новые бизнесы и новые рынки
  • Снижение ущерба окружающей среде — как бренд работодателя
  • Экологическая совесть
  • Экологичные процессы как увеличение эффективности и снижение затрат в будущем (парадигма: отходы — это потери).

«Безусловно, вопрос репутации бизнеса играет свою роль — это репутация у инвесторов и репутация у регуляторов. Ценности тоже играют роль. У представителей бизнеса, которые с нами обсуждали свои практики, есть такое внутреннее понятие, как экологическая совесть. Не все измеряется репутацией или деньгами. Очень часто это экологическая совесть руководителя и коллектива, которые хотят вносить свой вклад в экологию. Еще есть известная парадигма, когда бизнес рассматривает отходы как потери и движется к замкнутому циклу. Многие компании планируют в ближайшие годы достичь 85-95% полного оборота — остается совсем немного того, что они пока не понимают, как утилизировать. Поэтому снижение потерь — это очень важный мотив бизнеса, но и рост прибыли тоже», — сказала Юлия Грязнова.

Отмечается, что для бизнеса экология — это дорого, но в долгосрочной перспективе такие затраты обязательно окупятся, так как это не безвозмездные вложения, а длинные инвестиции.

Чтобы изменить экологическую ситуацию, усилий отдельных компаний недостаточно.

«Общая экологическая ситуация в стране — это дело всех. Все должны жить иначе просто-напросто. Мы должны с вами перестроить бизнес-процессы, иногда это бывает достаточно сложно и требует действительно больших инвестиций. Чтобы эти инвестиции были выгодны бизнесу, государство должно не только ограничительные меры принимать (ваши выбросы должны быть такими-то, вы обязаны соответствовать таким-то нормам), но вводить и стимулирующие меры. И было бы хорошо, чтобы развивалось все зеленое финансирование, которое сейчас продвигает банковская система. Должны быть преференции по кредитам, по инвестициям, которые способствуют улучшению экологической ситуации, чтобы вкладываться в экологические процессы было выгодно», — пояснила Юлия Грязнова.

Роль общественных организаций

Еще одна важная задача — экологическое просвещение. В ее решении, по мнению экспертов, ключевую роль играют общественные организации. Такие как всероссийское экологическое движение «Экосистема».

Источник: Аргументы и Факты