Михаил Замарин: Государство нужно призвать к активной игре в рамках Нацпроекта «Экология»

Михаил Замарин

Специально для пресс-центра Российского экологического общества ситуацию с реализацией реформы обращения с ТКО прокомментировал член генсовета «Деловой России» Михаил Замарин.

«Мусорная» реформа серьёзно пострадает в этот кризис с коронавирусом, однако перспектива в том, что останавливать её уже нельзя: страна просто покроется мусором и никакой карантин не сдержит недовольство людей. Сейчас в первую очередь страдают региональные операторы, которые вывозят мусор. Они ещё в начале года жаловались на очередное падение сбора платежей. Теперь же, после ощутимого падения национальной экономики и доходов людей, ситуация с платежами станет ещё плачевнее. Ритейл, который платил много и исправно, закрылся или выжидает на паузе. А бытовых коммунальных отходов в жилом секторе становится только больше. Региональные операторы не справляются. Это значит откладываемые банкротства реализуются на бумаге. В начале года Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов (НАКДИ) в инфраструктуру посчитала серьёзные риски у 30 из 220 операторов.
Не в лучшем виде оказываются и сферы сортировки и переработки, которые находятся на старте инвестиционного цикла, когда нужно закладывать новые производственные площадки и планировать долгосрочные проекты. Во-первых, большая часть таких инвестиций принадлежит большим сетевым игрокам, которые уже вовсю работают со сбором мусора. А здесь, как я уже сказал, продолжаются проблемы. Треть вложений приходится на региональных операторов, которые ищут партнёров в виде строительных организаций и инвесторов. Во-вторых, валютный скачок отразится на планах закупки иностранного оборудования. Да и наше собирается с использованием зарубежных комплектующих. В-третьих, капитал в целом пострадает в этот кризис и задумается о дальнейших инвестициях.
Но как всегда в падении бизнес видит шанс на взлёт, и я считаю, нельзя упускать возможность для вложений с перспективной отдачей. Конечно, нужно призвать государство к активной игре в рамках Нацпроекта «Экология», сроки которого, на мой взгляд, стоит продлить. Возможно, предусмотреть льготные механизмы в рамках государственно-частного партнёрства. Кстати, та же НАКДИ говорит о тенденции к увеличению числа ГЧП: в 2017 году было заключено пять концессионных соглашений на 2,5 млрд рублей, в 2018 г. – четыре, на 8 млрд руб. А в 2019 в разной степени готовности находились 16 таких проектов.
К слову, сейчас уже действуют меры поддержки инвесторов на объекты инфраструктуры в сфере ТКО, в частности, финансирование проектов предусмотрено в форме участия в уставных капиталах инвесторов и предоставления поручительства по кредитам, займам и другим обязательствам инвесторов. Это действительно важная поддержка отрасли.
Ну и, конечно, нужно упростить бюрократические инструменты – то, что не требует денег, но лишь усилий и мудрости. Стоит учесть, что государство не может бросить региональных операторов в беде и позволить катастрофические неплатежи и сход игроков с рынка. Экологические издержки сегодня дорого отражаются на рейтингах. Совсем недавно ППК «РЭО» попросила правительство субсидировать регоператоров в десяти субъектах РФ, которые начали испытывать особенные проблемы в связи с неплатежами. Кроме того, нацпроект продолжается даже сейчас, в режиме пандемии. Это значит, что от чиновников будут требовать результата, бюджетные деньги будут идти, план реализовываться. Выиграют самые смелые и отчаянные, хотя… нет, на самом деле, дальновидные и расчётливые»

Поделиться в vk
Поделиться в whatsapp