Оперативный штаб работает под председательством Вице-губернатора Санкт-Петербурга Сергея Мовчана.
Одним из ключевых вопросов повестки работы штаба является тема мониторинга возможных последствий в сфере обращения с отходами в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28.11.2018 № 446 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Представители Российского экологического общества приглашены к обсуждению данной темы, основной фокус которой направлен на развитие принципов ответственного потребления.
Руководитель Санкт-Петербургского отделения РЭО Лора Строганова обращает внимание на следующее. Согласно отчетам продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, каждый год в мире выкидывается и портится продуктов питания на сумму один триллион долларов. Исследование Левада-центра показывает, что многие жители страны отдают на питание две трети от зарплаты, а то и практически весь свой заработок. Опрос проходил среди 1,6 тысячи человек в 137 городах и поселениях в 48 регионах России. Отвечая на вопросы социологов, 40 % россиян сообщили, что сейчас на питание уходит примерно половина доходов их семьи, 21 % тратит примерно две трети от зарплаты. В то же время в стране, по данным ВЦИОМ, 44 % семей вынуждены выбрасывать продукты, потому что не успевают их съесть. Часть несвежей еды россияне отдают домашним животным. 10 % продуктов обрабатываются вторично и все равно съедаются. И только два процента съестного жители страны отдают нуждающимся. Важно отметить, что при этом сельскохозяйственные потери и пищевые отходы – это фактор изменения климата на них приходится порядка 8% всех выбросов парниковых газов. Источниками парниковых газов являются земледелие, животноводство, продовольственные системы, требующие энергетических затрат, а также утилизация отходов. Еще один важный момент вопроса вторичного использования, существующие на сегодняшний день способы, процедуры придания отходам статуса продукции являются сложными, длительными, не достаточно урегулированными в одних вопросах (отсутствие общих требований к технологическим регламентам), излишне урегулированными в других (экологическая экспертиза и сертификация (особенно, в случае обязательной сертификации).
В целом анализ законодательного регулирования данного вопроса продемонстрировал наличие пробелов и противоречий, которые препятствуют вовлечению отходов в производство. Очевидно, что решение вопроса о приобретении отходом статуса продукции, при наличии потребительских свойств требует законодательного регулирования (в отраслевом законодательстве, в частности, в Законе «Об отходах производства и потребления» и законе «Об экологической экспертизе») и упрощения процедуры приобретения отходом статуса «продукция» (исключения излишней урегулированности, снятия необоснованных бюрократических барьеров) – как минимум, в свете одного из направлений Основ государственной экологической политики России на период до 2030 года о необходимости сокращения объемов размещения отходов в пользу их повторного вовлечения в хозяйственный оборот. Таким образом, по мнению Лоры Строгановой «важно наладить не только инструментарий на уровне нормативных актов, но и вести политику ответственного потребления продуктов на всех этапах их обращения».