Поиск
Close this search box.
Поиск
Close this search box.

Известные политологи Евгений Минченко, Марат Баширов и Игорь Минтусов высказались о перспективах зеленой повестки в России

Вопросительный знак из зеленых человечков

Зеленая тема на какое-то время ушла из актуальной повестки, за исключением, пожалуй, мусорной проблематики. Впрочем, как и многие другие темы на фоне распространения коронавируса.

На вопросы Российского экологического общества о значимости экологической повестки и шансах российских зеленых в ближайших избирательных циклах ответили известные политологи: Евгений Минченко, президент холдинга «Минченко консалтинг», автор телеграм канала Политбюро 2.0 (https://t.me/politburo2), Марат Баширов, автор телеграм канала Политджойстик (https://t.me/politjoystic) и Игорь Минтусов, основатель Агентства стратегических коммуникаций «Никколо М», вице-президент РАСО.

Как вы считаете, после возвращения в нормальный ритм жизни значимость экологического благополучия для населения вернется на прежний уровень?

Марат Баширов: Мне кажется, что как раз наоборот. Тема экологии сильно резонирует с темой коронавирусной пандемии, так как они из одной группы фобий, связанных со здоровьем и как только страх от пандемии сойдет на нет, вся энергия будет перенаправлена на близкие по мотивам темы. Экология как раз в этом ядре. Конечно, медицина будет на первом месте, но окружающая среда тоже получит свое внимание.

Евгений Минченко: Важно понимать, что часто тема экологии в протестах играет не самодостаточную роль. Например, в Северной Осетии в докоронавирусную эпоху протесты были по теме экологии. Теперь — по теме карантина. Но главная причина — недовольство ряда элитных кланов главой республики Битаровым. То есть в политической борьбе используются наиболее резонансные на данный момент поводы. Также большой вопрос, вернётся ли жизнь в нормальный ритм и что считать нормальным ритмом. Например, требования Греты Тунберг о снижении выбросов в атмосферу и сокращении перелетов уже выполнены. Но в целом тема экологии с нами всерьёз и надолго. Однако подходить к ней надо с умом.

Игорь Минтусов: Безусловно, да. Экологическая тема, связанная с экологическим благополучием населения, будет еще очень и очень актуальной много лет. Все большее количество людей осознает, что экологическая тема не сводится только к зеленой лужайке у твоего дома, или соседнем парке, где можно погулять, хотя и это важно. Экологическая тематика – это продолжительность конкретно твоей жизни, жизни твоих близких. Экологическая тематика – это качество твоей жизни, которое, если ты будешь покупать его отдельно на свои деньги (отдельный загородный дом, квартира в экологически благополучном районе, живые нехищные маленькие звери, которые живут в соседнем парке (белки, ежики, суслики, бобры на водоеме)  экологически чистая пища) стоит очень и очень дорого. Поэтому нет никаких оснований считать, что вес «зеленой повестки» для общества будет уменьшаться в ряду других общественных проблем. Ее роль будет лишь возрастать.

Как отразится сегодняшняя ситуация на предвыборных кампаниях зеленых кандидатов, их шансы снизятся?

Марат Баширов: Смотря какую риторику будут использовать зеленые. Если говорить про широкий спектр здоровья, упоминать систему здравоохранения, личную ответственность человека за свое здоровье и ответственность тех, кто загрязняет природу (гражданин не может повлиять на их деятельность, но может государственная власть), то зеленые партии получат прирост внимания и затем и голоса. Это смена программной парадигмы, выход из узкого коридора экологической повестки. Но, в конечном итоге, цель экологических движений не в романтической цели убить прогресс и ликвидировать технологические достижения человечества, а в том, чтобы, сохраняя блага для человека, уменьшить негативные последствия производственных процессов на природу и соответственно от загрязненной природы на человека. Если поставить во главу экологической риторики человека, то можно попасть в мейнстрим нынешней социальной повестки.

Евгений Минченко: Во-первых, у нас очень мало чисто зеленых кандидатов. Нет внятной экологической партии. Экологические протесты часто возглавляются сменяющими друг друга ноунеймами.  Во-вторых, нужно переосмысление экологической повестки в новых условиях. В-третьих, важный элемент продвижения кандидата — это его образ, с которым у доморощенных экологов часто возникают проблемы.

Игорь Минтусов: Медленно, но верно шансы зеленых партий будут возрастать. Не вижу никаких оснований к обратному. Примеров этому много, в частности успехи зеленых партий в ряде стран Европы за последние годы. Другое дело, что, понимая это, так называемые мейнстримовские партии пытаются перехватить зеленую «беспроигрышную» повестку, все больше и больше инкорпорируя политические программы зеленых в политические программы своих партий. В этом, если хотите, основная «угроза» для всех зеленых партий, угроза раствориться в программах более опытных и известных   политических движений.

Глава Российского экологического общества Рашид Исмаилов прокомментировал мнения политологов: «очевидно, что в ближайшее время активная экологическая повестка вернется в нашу жизнь. При этом экологическому сообществу надо учитывать возможные послабления промышленникам в части экологии для мягкого восстановления их экономических позиций, а также возрастающий спрос общества на экологическое благополучие и некую экологическую справедливость».

Фото: IStock