Госдума в первом чтении приняла законопроект о трехлетнем моратории на штрафы для мусоровозов, превысивших установленную нагрузку на ось. Проблема в том, что загрузить мусоровоз равномерно, чтобы нагрузка на ось соответствовала нормативной, невозможно: вес и плотность отходов всегда разные.
При этом существует целый набор штрафов, которые должен платить перевозчик твердых коммунальных отходов (ТКО), если нагрузка на ось превышена. Измерение нагрузки на ось проводится в автоматическом режиме на пунктах весового контроля на дороге: первые полгода они работали в тестовом режиме, а с осени регоператорам начали приходить штрафы.
Комитет Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды проанализировал размер потенциальных штрафов: в некоторых субъектах они превысят выручку регионального оператора. Так как деятельность регоператоров регулируемая, в составе их затрат штрафные санкции не предусматриваются и не включаются в тариф, возникает угроза, либо их банкротства, либо изменения порядка расчётов и роста тарифа, либо бюджетных затрат.
Именно эти риски стали основой для инициирования закона о моратории, чтобы не заблокировать оказание услуг по вывозу коммунальных отходов в стране.
Специально для Российского экологического общества ситуацию прокомментировал Заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Госдумы Владимир Самокиш:
«С этой инициативой я обратился в профильный в комитет Госдумы. Благодаря позиции председателя комитета Дмитрия Кобылкина и его заместителя Александра Когана удалось донести проблему и рекомендации по их решению до уровня вице-премьера Правительства России. Чтобы не останавливать вывоз мусора в стране и не заблокировать работу регоператоров, было принято решение о временном моратории на штрафы для мусоровозов по нагрузке на ось. Сегодня таким штрафам, к слову, не подвергается автотранспорт Минобороны и МЧС. Надеюсь, за время действия моратория, Минприроды России разработает госпрограмму по перевооружению парка мусоровозов страны, позволяющую перевозить ТКО без нарушений, а также технические требования к мусоровозам для их производителей».