Десятилетия назад Россию заполонил бессмертный и ядовитый сорняк — борщевик Сосновского. Тогда им хотели кормить скот, но коровы, питавшиеся борщевиком, стали давать горькое молоко. Исправлять ошибку было уже поздно — растение мгновенно распространилось по всей стране. Избавиться от него почти невозможно: он живет почти в любом климате и вытесняет собой все другие виды растений.
Кто-то смотрит на поля, съеденные борщевиком, и смиренно думает, что сделать ничего нельзя: растение слишком опасное и живучее. Но не героиня сегодняшней истории.
Мария Попова — обычная жительница Подмосковья, которой стало не всё равно. Она в одиночку основала движение «Антиборщевик», известное по всей России. Днем она работает, вечером — в специальном костюме отправляется в рейды, чтобы выкопать сорняк, а по выходным — ездит с лекциями по экологическим конференциям.
MSK1.RU поговорил с создательницей движения «Антиборщевик» и узнал, как правильно бороться с этим сорняком — это полезно знать всем, у кого есть дача.
Мария Попова — руководитель проектов в сфере IT и мама двух дочек. Несмотря на то что сфера деятельности у нее техническая, ее всегда волновали вопросы гуманитарного характера. В первую очередь экологические.
Всё началось больше десяти лет назад: Мария с мужем и маленькой дочкой (старшей — сейчас она уже выросла и помогает маме бороться с «гадом», как его называет создательница движения «Антиборщевик») отдыхали в Тверской области. Она увидела, что там выросла «какая-то неправильная трава» с зонтами. Побежала читать об этом и ужаснулась. С этого момента началась ее личная борьба.
«Личная борьба у меня началась в одиночестве. Первые два года я боролась с ним сама физически, но потом, конечно, поняла, что нужно искать соратников, — вспоминает Мария. — И, к несчастью, соратников поблизости мне найти не удалось».
Мария стала вешать объявления по деревне, разговаривать там с дачниками — рядом с местом, где они с семьей отдыхали. Но никто не хотел впрягаться в это так же, как она. Даже ее мама, скорее, была против: она говорила, что это никому неинтересно.
«Я очень много лет… 10 лет там боролась одна, иногда сильно жертвуя отдыхом. То есть, если мы приезжали туда на пару недель, из этих 14 дней десять я ходила «в борщевик». Ну, мужу это, конечно, не нравилось, но он терпел», — рассказывает Мария.
В 2015 году она создала движение «Антиборщевик». Началось всё с сайта. До его создания, как рассказала Мария Попова, она прочитала всевозможные научные и ненаучные статьи на тему борщевика. Она поняла, чего не хватает миру: все будто бы знают, насколько борщевик опасен, но никто с ним активно не борется и не рассказывает об этом. И она взяла на себя смелость начать бороться самой — и создала движение с уклоном в борьбу, а не в теорию.
«Интернет большой, там людей много, и некоторые из них тоже, как выяснилось, борются с борщевиком. Нас было мало, но постепенно становилось больше и больше, — делится руководительница движения историей создания. — Но когда я сделала сайт, никто особо бороться не побежал. То есть, может быть, кто-то и прочитал, но как-то я не увидела, чтобы все начали массового бороться с борщевиком. И тогда пришлось идти в соцсети».
Фаза активной борьбы началась после жестокого разочарования. В 2017 году ее старшая дочка разбила голову, и Марии пришлось лежать в больнице все лето. Вышла Мария только в августе — к уже созревшим семенам. А это означало, что борщевик пойдет дальше и борьба с ним за эту территорию проиграна.
«Но никто ничего не сделал, всем своя дача, грядки и шашлыки интереснее. И когда мы приехали в августе к созревшим семенам, я очень горько плакала, — делится Мария. — Собственно, может быть, это было одной из причин, почему я так активно стала топить в общественную сторону. Муж меня в этом плане поддержал: что да, действительно, бороться в одиночку — это не вариант, что надо больше людей привлекать».
Возможно, именно благодаря этой неудаче получилось сделать так, чтобы сообщников у движения «Антиборщевик» стало больше — и они были уже по всей стране.
Несколько лет назад Мария Попова открыла для себя «ТикТок» — там ее видео о вреде борщевика часто «затетали» в «рекомендации» и набирали порой по миллиону-другому просмотров.
Потом в «ТикТоке» стало невозможно загружать видео, и движение «Антиборщевик» перестало звучать в инфополе. Но Мария не отчаялась — сейчас она ведет другие соцсети, хоть и признаётся, что «тиктоковских» охватов ей не хватает.
Сейчас Мария ездит на экологические конференции и устраивает лекции для детей, потому что понимает: если не информировать общество, после нее всё «зарастет».
Подробнее в статье msk1.ru