Поиск
Close this search box.
Поиск
Close this search box.

Работу региональных операторов по вывозу отходов усовершенствуют

Работу региональных операторов по вывозу отходов усовершенствуют
Необходимая валовая выручка 184 региональных операторов по вывозу отходов в 2023 г. составила 290,9 млрд руб. В 2020 г. этот показатель был 192 млрд руб. для 173 компаний-операторов. Выручка растет вместе с собираемостью платежей: в 2021 г. она составляла 85,7%, к концу 2022 г. превысила 91,6%, а в 2023 г. достигла 95,5%. По мнению заместителя председателя комитета Государственной думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Александра Когана, к увеличению показателя сбора платежей привела активная работа регоператоров с населением и улучшение финансово-экономической ситуации. При том, что их выручка выросла на 50% за три года, и прогноз по отрасли устойчивый, рост денежных потоков требует большей ответственности и прозрачности.

Инструменты контроля

Федеральные органы власти договорились о введении дополнительных мер контроля за исполнением тарифной политики, территориальных схем обращения с отходами и расходованием средств.

Генеральный директор Российского экологического оператора (РЭО) Денис Буцаев отметил, что основная задача региональных операторов – выстраивание устойчивой работы всей системы управления твердыми коммунальными отходами (ТКО) в регионе, от мест их накопления до конечной переработки. При этом Минприроды России утвержден порядок ведения раздельного учета затрат по регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО и единой системы классификации таких затрат.

«Таким образом, экономика операторов приводится к единообразию, исключающему злоупотребления и завышение расходов», – пояснил Буцаев.

До начала реформы обращения с отходами их вывозом занимались тысячи разрозненных компаний с непрозрачной системой работы, что приводило к росту свалок, рассказали в РЭО. По словам экспертов, сваливать отходы в незаконные места компаниям, за которыми не следили, было проще и дешевле, чем вывозить их в сортировочные центры для последующей утилизации. Благодаря повышению прозрачности работы регоператоров выросли и ключевые показатели мусорной реформы: доля ТКО, направленных на обработку, за пять лет выросла с 11% до 53% к концу 2023 г. А доля утилизации отходов увеличилась более чем в шесть раз – с 2% до 13% по итогам прошлого года.

Отслеживать и анализировать гигантские объемы информации, касающиеся работы регоператоров, практически в онлайн-режиме позволит запуск федеральной государственной информационная системы учета твердых коммунальных отходов (ФГИС УТКО), считает первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой.

«Конечно, не во всех регионах мы видим удовлетворительную работу. Отстранение регоператоров в ряде субъектов РФ и расторжение с ними соглашений подтверждают это. Важно учесть запрос наших граждан на оплату услуг регоператоров не по нормативу, а по факту. Операторам следует сосредоточиться на сборе вторичных ресурсов у населения за деньги и создании полноценной экономики замкнутого цикла, а не на размещении ТКО на полигонах и росте тарифа», – указал Луговой

По мнению председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александра Двойных, система обращения с отходами требует доработки.

«Наш комитет внимательно следит за проблематикой отрасли. Есть конкретные предложения по урегулированию системы, которые прорабатываются совместно с правительством РФ, регионами и профильными ведомствами», – добавил он.

За регоператорами необходим постоянный общественный мониторинг, чтобы эффективно выявлять проблемные участки всей реформы, уверен глава Российского экологического общества Рашид Исмаилов.

«Реформа чистоты состоялась, население проголосовало рублем и это показатель доверия общества. Институт регоператоров становится прозрачным, цифровизация нам в помощь. Это позволяет обеспечивать действенный контроль за их работой и оздоравливать проблемные активы», – полагает эксперт.

К замкнутой экономике

Вопрос нацеливания регоператоров на создание инфраструктуры раздельного сбора отходов, как на одну из важнейших задач, на первом этапе решался под руководством Минприроды РФ. Выделялось финансирование на закупку контейнеров в регионах: в 2021 г. субъектам был направлен 1 млрд руб. В итоге в 46 регионах появились более 69 000 современных контейнеров. В 2022 г. еще 43 региона купили 85 000 контейнеров благодаря дополнительно выделенным федеральным центром 1,5 млрд руб. Сегодня по всей России насчитывается порядка 327 000 контейнеров.

Среди регионов-лидеров по раздельному накоплению отходов – Москва и Московская область со стопроцентным охватом населения раздельным сбором. Также можно отметить Брянскую область, в которой раздельным накоплением охвачено 97% населения. Более 8000 сеток-контейнеров для сбора пластиковой тары размещены в общественных местах Брянской области, действует 10 экопунктов. Более 3/4 населения охвачено раздельным сбором в Удмуртии и Свердловской области. В городах и селах Удмуртии устанавливаются, к примеру, экопункты «Экодома Удмуртии», где пофракционно принимается за вознаграждение более 30 категорий вторичных ресурсов. Свыше 2/3 составляет охват раздельным накоплением отходов населения Санкт-Петербурга.

«Раздельный сбор отходов – это ключевой момент в повышении выборки вторичных ресурсов. Он непосредственно влияет на снижение захоронения отходов. Кроме того, в регионах запустили порядка 21 000 пунктов приема вторресурсов, различных экопунктов, экодомов, фандоматов и экостанций. Эти пункты устанавливают общественники и коммерческие компании, но в большей степени именно регоператоры», – рассказал председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов.

Однако регоператорам нужна законодательная поддержка: например, сегодня у них недостаточный доступ к персональным данным, поэтому возникают сложности выставления счетов в частном секторе, дачных, садовых товариществах, кооперативах. Коммерческие компании также не спешат заключать договора на вывоз. Это приводит к переполнению контейнерных площадок, сложности в прогнозировании их наполнения, отметил Коган.

«Нужно дать возможность доступа к персональным данным, либо разрешить заниматься выявлением неплательщиков через энергетиков, которые собирают оплату по счетчику – если счетчик крутится, то значит кто-то живет», – считает депутат.

Также еще не все регионы выработали экономически обоснованный тариф, что приводит к достаточно большому количеству регоператоров до сих пор работающих себе в убыток. Чтобы достичь к 2030 г. целевые показатели нацпроекта «Экология» по полной сортировке всех отходов и переработке половины из них, регоператорам нужно привлекать инвестиции и строить новые предприятия по обращению с отходами.

«Для этого тариф должен быть финансово-экономически обоснованным, в нем обязательно должна быть инвестиционная составляющая. К сожалению, сегодня не все регионы это имеют, что создает большие сложности для региональных операторов. Но в целом система выстраивается, становится более четкой, понятной и прозрачной, поэтому мы достаточно оптимистично смотрим на ближайшие годы», – заключил Коган.

«Конечно, становление эффективно работающих экономических субъектов – не молниеносный и не директивный механизм. Придется пройти и через банкротства, и через укрупнение, и через диверсификацию деятельности, и через новые навыки – выстраивание работы с подрядчиками и по раздельному сбору, и по другим вопросам, – считает исполнительный директор ассоциации содействия экономики замкнутого цикла «Ресурс» Валерия Гулимова. – Но на сегодняшний день региональные операторы – ключевое звено в создании системы обращения с отходами. С их появлением, с фактом заключения соглашения с регионом возникло звено администрирования, учета, операционной деятельности, которая опирается на экономические механизмы».

Источник: Ведомости