Когда мы говорим об устойчивом развитии, то необходимо понимать иерархию регулирования этих вопросов с точки зрения международных и национальных положений. Глобальные цели заложены в международных соглашениях и затем имплементированы на национальном уровне в стратегические документы, утвержденные федеральными нормативными правовыми актами (Указами Президента, федеральными законами, постановлениями Правительства). Для реализации национальных целей и стратегий принимаются региональные программы и проекты и иные документы, учитывающие специфику управления территориями субъектов России, их географические, климатические, природные, экономические и другие особенности.
Муниципальный уровень – самый нижний, но при этом самый важный с точки зрения непосредственной реализации целей устойчивого развития.
Тема устойчивого развития территорий сегодня раскрывается по-новому, идет переосмысление значения понятия устойчивого развития не только применительно к организациям, а именно по отношению к территориям, а также значение возможностей территориального управления на муниципальном уровне, снизу, «на земле». Города – это в подавляющем большинстве случаев и есть муниципальный уровень, за исключением городов федерального значения, к которым относятся всего три: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, они являются субъектами Российской Федерации, наравне с республиками, областями, краями. Именно поэтому реализация принципов устойчивого развития так важна на муниципальном уровне.
Конечно, муниципалитеты весьма ограничены с точки зрения регуляторной функции, все направления правового регулирования относятся либо к предметам исключительного ведения Российской Федерации (например, гражданское и налоговое законодательство), либо совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (например, вопросы распоряжения землей, природопользование, охрана окружающей среды, вопросы здравоохранения, социальная защита и обеспечение). Между тем, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя России (в соответствие со ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). К вопросам местного значения относятся такие как: установление местных налогов, распоряжение имуществом и муниципальной землей, организация водоснабжения и водоотведения, строительство объектов теплоснабжения, дороги и транспорт, жилье, вопросы ЧС (предупреждение и ликвидация), обеспечение досуга, обеспечение услуг организаций культуры, вопросы обращения с отходами, благоустройство территорий, вопросы территориального планирования и градостроительного зонирования, планировка территорий, вопросы строительства и эксплуатации объектов недвижимости и многие иные вопросы.
Таким образом, непосредственная реализация положений Конституции России, федеральных и региональных законов и других нормативных правовых актов осуществляется именно на местах. И именно от местных властей во многом зависит эффективность реализации экологических и социальных прав и гарантий населению, предусмотренных на федеральном и региональном уровнях. Другими словами, качество жизни людей в городах и других населенных пунктах, то есть на местах, зависит непосредственно от того, как будут внедрены и реализованы те или иные социальные, экономические и экологические программы и проекты.
Исполнительный директор Российского экологического общества, генеральный директор Национального Центра компетенций экологических реформ, заведующая кафедрой «Экологический менеджмент и устойчивое развитие» Академии Росстандарта
Когда мы говорим об устойчивом развитии, то необходимо понимать иерархию регулирования этих вопросов с точки зрения международных и национальных положений. Глобальные цели заложены в международных соглашениях и затем имплементированы на национальном уровне в стратегические документы, утвержденные федеральными нормативными правовыми актами (Указами Президента, федеральными законами, постановлениями Правительства). Для реализации национальных целей и стратегий принимаются региональные программы и проекты и иные документы, учитывающие специфику управления территориями субъектов России, их географические, климатические, природные, экономические и другие особенности.
Муниципальный уровень – самый нижний, но при этом самый важный с точки зрения непосредственной реализации целей устойчивого развития.
Тема устойчивого развития территорий сегодня раскрывается по-новому, идет переосмысление значения понятия устойчивого развития не только применительно к организациям, а именно по отношению к территориям, а также значение возможностей территориального управления на муниципальном уровне, снизу, «на земле». Города – это в подавляющем большинстве случаев и есть муниципальный уровень, за исключением городов федерального значения, к которым относятся всего три: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, они являются субъектами Российской Федерации, наравне с республиками, областями, краями. Именно поэтому реализация принципов устойчивого развития так важна на муниципальном уровне.
Конечно, муниципалитеты весьма ограничены с точки зрения регуляторной функции, все направления правового регулирования относятся либо к предметам исключительного ведения Российской Федерации (например, гражданское и налоговое законодательство), либо совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (например, вопросы распоряжения землей, природопользование, охрана окружающей среды, вопросы здравоохранения, социальная защита и обеспечение). Между тем, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя России (в соответствие со ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). К вопросам местного значения относятся такие как: установление местных налогов, распоряжение имуществом и муниципальной землей, организация водоснабжения и водоотведения, строительство объектов теплоснабжения, дороги и транспорт, жилье, вопросы ЧС (предупреждение и ликвидация), обеспечение досуга, обеспечение услуг организаций культуры, вопросы обращения с отходами, благоустройство территорий, вопросы территориального планирования и градостроительного зонирования, планировка территорий, вопросы строительства и эксплуатации объектов недвижимости и многие иные вопросы.
Таким образом, непосредственная реализация положений Конституции России, федеральных и региональных законов и других нормативных правовых актов осуществляется именно на местах. И именно от местных властей во многом зависит эффективность реализации экологических и социальных прав и гарантий населению, предусмотренных на федеральном и региональном уровнях. Другими словами, качество жизни людей в городах и других населенных пунктах, то есть на местах, зависит непосредственно от того, как будут внедрены и реализованы те или иные социальные, экономические и экологические программы и проекты.
Исполнительный директор Российского экологического общества, генеральный директор Национального Центра компетенций экологических реформ, заведующая кафедрой «Экологический менеджмент и устойчивое развитие» Академии Росстандарта
© 2017-2024 Российское экологическое общество