Добрый день, коллеги! Часто ли вы сталкиваетесь с вопросом трансформации подхода к компетенциям специалистов в сфере экологии и устойчивого развития?
Тема новых профессий в сфере устойчивого развития становится все актуальнее и это имеет под собой глубокие основания. В ответ на современные глобальные вызовы происходит кадровая трансформация, от результатов которой, по сути, и зависит как мы справимся с такими вызовами.
Речь идет о глобальных вызовах, актуальных как для России, так и для всего мира. Я бы разделила их на три блока: климатические, экологические и социально-экономические, которые, тем не менее, связаны друг с другом.
К основным климатическим вызовам относятся:
Большинство актуальных экологических вызовов нам хорошо известны. Адекватное реагирование на них требует кардинального изменения парадигмы мышления, формирования новой экологической культуры и непрерывной согласованной работы государства, общества и бизнеса:
И, наконец, блок социально-экономических вызовов включает:
Для адекватного ответа на актуальные глобальные вызовы требуется решение ряда стратегических и тактических задач, важнейшей из которых является кадровая трансформация.
Прежде всего, необходимо идентифицировать задачи, требующие решения в среднесрочной и долгосрочной перспективах. На определенные вызовы мы отвечаем уже сегодня, например, развитие углеродного регулирования и появление новых видов отчетности о выбросах парниковых газов, требует повышение квалификации экологов предприятий. Однако, некоторые задачи требуют применения проактивного подхода, например, развитие искусственного интеллекта, адаптация к изменениям климата, предотвращение системных экологических катастроф и т.д.
Также, важно определить каких специалистов возможно переподготовить, а каких необходимо обучать со школьной скамьи. Ряд требуемых вакансий возможно заполнить уже опытными, компетентными специалистами, которые могут пройти короткие курсы повышения квалификации или программы переподготовки. Ряд же долгосрочных задач требует подготовки новых специалистов с иным мышлением и другой экологической культурой.
Кроме того, важно понимать какие ресурсы требуются для кадровой трансформации: научные и высшие школы, преподаватели, образовательные программы.
Эффективное решение всех перечисленных задач требует межотраслевого подхода. Современные специалисты в сфере экологии, климата и устойчивого развития не могут быть узкопрофильными. От экологов предприятий уже требуется обладать компетенциями в смежных отраслях: в химии, биологии, юриспруденции, инженерии и т.д.
Устойчивый специалист будущего – это специалист с базовыми знаниями в сфере экологии, адаптации к климатическим изменениям и устойчивого развития в целом, с высоким уровнем ответственности, системным и критическим мышлением, умением и готовностью обучаться на протяжении всей жизни.
Ссылка на сессию Климатических диалогов 24.11.23: https://climate-change.moscow/events/klimaticheskie-dialogi-2023
Исполнительный директор Российского экологического общества, генеральный директор Национального Центра компетенций экологических реформ, заведующая кафедрой «Экологический менеджмент и устойчивое развитие» Академии Росстандарта
Добрый день, коллеги! Часто ли вы сталкиваетесь с вопросом трансформации подхода к компетенциям специалистов в сфере экологии и устойчивого развития?
Тема новых профессий в сфере устойчивого развития становится все актуальнее и это имеет под собой глубокие основания. В ответ на современные глобальные вызовы происходит кадровая трансформация, от результатов которой, по сути, и зависит как мы справимся с такими вызовами.
Речь идет о глобальных вызовах, актуальных как для России, так и для всего мира. Я бы разделила их на три блока: климатические, экологические и социально-экономические, которые, тем не менее, связаны друг с другом.
К основным климатическим вызовам относятся:
Большинство актуальных экологических вызовов нам хорошо известны. Адекватное реагирование на них требует кардинального изменения парадигмы мышления, формирования новой экологической культуры и непрерывной согласованной работы государства, общества и бизнеса:
И, наконец, блок социально-экономических вызовов включает:
Для адекватного ответа на актуальные глобальные вызовы требуется решение ряда стратегических и тактических задач, важнейшей из которых является кадровая трансформация.
Прежде всего, необходимо идентифицировать задачи, требующие решения в среднесрочной и долгосрочной перспективах. На определенные вызовы мы отвечаем уже сегодня, например, развитие углеродного регулирования и появление новых видов отчетности о выбросах парниковых газов, требует повышение квалификации экологов предприятий. Однако, некоторые задачи требуют применения проактивного подхода, например, развитие искусственного интеллекта, адаптация к изменениям климата, предотвращение системных экологических катастроф и т.д.
Также, важно определить каких специалистов возможно переподготовить, а каких необходимо обучать со школьной скамьи. Ряд требуемых вакансий возможно заполнить уже опытными, компетентными специалистами, которые могут пройти короткие курсы повышения квалификации или программы переподготовки. Ряд же долгосрочных задач требует подготовки новых специалистов с иным мышлением и другой экологической культурой.
Кроме того, важно понимать какие ресурсы требуются для кадровой трансформации: научные и высшие школы, преподаватели, образовательные программы.
Эффективное решение всех перечисленных задач требует межотраслевого подхода. Современные специалисты в сфере экологии, климата и устойчивого развития не могут быть узкопрофильными. От экологов предприятий уже требуется обладать компетенциями в смежных отраслях: в химии, биологии, юриспруденции, инженерии и т.д.
Устойчивый специалист будущего – это специалист с базовыми знаниями в сфере экологии, адаптации к климатическим изменениям и устойчивого развития в целом, с высоким уровнем ответственности, системным и критическим мышлением, умением и готовностью обучаться на протяжении всей жизни.
Ссылка на сессию Климатических диалогов 24.11.23: https://climate-change.moscow/events/klimaticheskie-dialogi-2023
Исполнительный директор Российского экологического общества, генеральный директор Национального Центра компетенций экологических реформ, заведующая кафедрой «Экологический менеджмент и устойчивое развитие» Академии Росстандарта
© 2017-2024 Российское экологическое общество