В Биробиджане сотрудники МЧС спасли собаку от смерти в мазутной яме. Случай был бы рядовым, но ранее в этом же городе приходилось вытаскивать уже из битумного болота человека. Нефтешлам и иные отходы заброшенных производств не просто угрожают людям и животным, но и наносят реальный вред почве во многих регионах страны. Откуда берутся битумные болота и почему они годами остаются на своих местах не утилизированными — разбирались «Известия».
Минприроды сообщило «Известиям», что предварительная инвентаризация в рамках проекта «Генеральная уборка» выявила 11 особо опасных мазутохранилищ и битумных ям. В прошлом году проведены исследования и выданы заключения для четырех мазутохранилищ в Самарской, Ульяновской, Амурской областях и трех битумных ям в Республиках Мордовия, Калмыкия и Курганской области. В этом году будут исследованы два мазутохранилища в Саратовской и Ярославской областях, а в следующем — еще два в Мурманской и Нижегородской областях.
«Отметим также, что Госдумой в первом чтении уже принят законопроект, который позволит создать правовые основы организации работ по инвентаризации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ОВОС), и выделения из их числа объектов, которые подлежат ликвидации в первоочередном порядке с учетом их влияния на здоровье граждан», — добавили в Минприроды.
Замдиректора Экспертного департамента Российского экологического общества Татьяна Томина замечает, что далеко не все битумные ямы и мазутохранилища могут попасть под категорию «объекта накопленного вреда».
«Не могу сказать, что проблемы с битумными ямами массовые, в основном это точечные объекты, инвентаризация которых, к сожалению, в полной мере не проводится, — сказала она «Известиям». — Предприятия дорожного хозяйства в свое время широко применяли железобетонные битумные ямы открытого типа. Сейчас они в большинстве случаев уже не используются с формулировкой «законсервировано», при этом ликвидировать их особенно никто не торопится. Демонтаж и утилизация конструкций, обезвреживание содержимого битумных ям, рекультивация земельных участков — это трудоемкий и дорогостоящий процесс».
Член научно-технического совета Росприроднадзора, председатель комиссии по экологии Совета ТПП РФ по экономике замкнутого цикла Наталья Беляева также сказала «Известиям», что полной статистики по битумным ямам нет. По ее словам, на федеральном уровне проблема почти не звучит, хотя в некоторых городах такие ямы наносят вред на протяжении 30 лет и проблема не решается.
Фото: Getty Images/Mark Boster
Подробнее: Известия