Тенденция развития рынка газомоторного топлива в России сохраняется. С 2012 года газозаправочная сеть была увеличена в три раза — с 240 до 726 станций. Годовой объем потребления метана как моторного топлива по итогам 2022 года по прогнозам составит 1,5 млрд кубометров против 349 млн м3 в 2012 году.
«Газификация и газомоторы могут дать внутренне потребление газа в объеме 50 млрд кубометров», — об этом говорил вице-премьер Александр Новак в октябре 2022 года.
Основным драйвером развития в этом направлении по-прежнему остается Группа «Газпром». Доля компании в реализации природного газа как топлива на рынке составляет порядка 70%, остальные 30% принадлежат частным операторам.
Надо заметить, что доля заправок, принадлежащих независимым операторам и региональным розничным сетям, за последние пять лет значительно выросла. Их количество на рынке увеличилось до 44% в 2022 году.
Газомоторный автопарк расширился за последние 10 лет более, чем в 3 раза – с 80 тысяч машин до 276 тысяч машин, по прогнозам на конец 2022 года. Годовой прирост российского автопарка на метане в 2022 году оценивается примерно в 17 тысяч машин.
Основным механизмом роста автопарка остается переоборудование транспорта, а заводское производство техники пока отстаёт от ожиданий. С 2014 года в России было произведено свыше 55 тысяч автомобилей на метане.
Стоит заметить, что российский рынок переоборудования транспорта еще зависит от иностранных комплектующих. В настоящее время в России фактически отсутствует собственное производство газобаллонного оборудования. Но работа в этом направлении идет.
Виктор Зубков, председатель совета директоров «Газпрома» и «Газпром газомоторное топливо» неоднократно отмечал, что при значительном увеличении количества газозаправочных станций, сегодня не хватает именно заводского газомоторного транспорта.
В 2023 году, согласно утверждённому бюджету, федеральное финансирование отрасли на строительство объектов КПГ и поддержку производителей техники, использующей природный газ в качестве моторного топлива, будет снижено. Тем не менее, развитие рынка газомоторного топлива продолжится.
По словам руководителя «Газпром газомоторное топливо» Дениса Корниенко, компания планирует увеличить объемы строительства и финансирования маркетинговых программ. Она продолжит удерживать стоимость метана на своих объектах на уровне не выше 50% от стоимости дизельного топлива и будет индексировать ее в соответствии с уровнем инфляции.
Также планируется активное развитие сети заправок, в том числе, за счет вовлечения частных инвесторов по схеме франчайзинга. В 2022 году в сеть АГНКС «Газпром» вошли 11 объектов по этой системе взаимодействия: семь станций в Омской области, по одной в Ростовской и Новосибирской областях, две заправки в Республике Татарстан.
Региональные органы власти все больше говорят о заинтересованности в закупке общественного и специального транспорта на метане. Всё логично, это позволяет им оптимизировать расходы за счет экономии на топливе, а также сокращать воздействие на окружающую среду. Вопрос активности самих регионов, развитии заправочной инфраструктуры и инструментов стимулирования, наличии на рынке доступного и современного транспорта на газомоторном топливе.
Источник: Телеграм-канал Energy Today
Фото: Газпром газомоторное топливо