Российское экологическое общество поддержало проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране озера Байкал» в части предотвращения попадания пластика и микропластика в озеро Байкал», рекомендовав его к принятию Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении.
Об этом говорится в письме, направленном Председателю Подкомитета по охране озера Байкал Комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среде Николаю Будуеву — инициатору данного законопроекта.
Озеро Байкал – это уникальная экологическая система России, которую мы должны сохранить для будущих поколений.
К сожалению, озеро и прилегающая к нему территория последние годы испытывают довольно значительную антропогенную нагрузку.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что за период с 2019 по 2021 годы средняя концентрация частиц микропластика (размером от 300 мкм до 5 мм) в поверхностных водах Байкала выросла на 48%. При этом уровень загрязнения озера частицами минимикропластика (размеры от 20 мкм до 5 мм) на несколько порядков выше. Одним из источников поступления пластика и микропластика в окружающую среду в границах Байкальской природной территории, включая воды озера Байкал, водотоки и почву, являются выброшенные жителями прибрежных населенных пунктов и многочисленными туристами «бытовые» пластиковые отходы.
В этой связи законопроектом предлагается установить поэтапный запрет на осуществление на Байкальской природной территории розничной продажи и безвозмездной передачи предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю, пакетов, сумок, мешков из полимерных и комбинированных материалов, посуды, столовых приборов и иных видов товаров из пластика.
Экспертный департамент Российского экологического общества также направил разработчику законопроекта ряд предложений по доработке текста законопроекта в рамках подготовки его к рассмотрению во втором чтении. Предложения направлены на усиление стимулирующей роли законопроекта. Они касаются вопросов осуществления контрольно-надзорной деятельности за соблюдением вводимых требований и, одновременно, создания на территории субъектов Российской Федерации, попадающих в границы Байкальской природной территории, условий для развития инфраструктуры, необходимой для вовлечения отходов в хозяйственный оборот.