Мероприятие состоялось в рамках заседания Гильдии устойчивого развития, КСО и социального предпринимательства на площадке Московской торгово-промышленной палаты 13 мая 2022 года. Организаторы сессии — совместный Оперативный штаб МТПП и МГРО «Единая Россия» по поддержке экономики Москвы и Российское экологическое общество.
Целью сессии стала систематизация экспертных взглядов на формирование экологических требований и стандартов для организаций МСП и НКО и внедрение их в практику социальной отчетности, позволяющие компаниям продвигать зеленые технологии, социальное равенство и устойчивое управление для реализации своей деятельности в области устойчивого развития, ответственного инвестирования и устойчивого развития территорий присутствия.
Одна из возможностей при реализации Экологического Стандарта — это повышение конкурентоспособности предприятий, уменьшение себестоимости продукции/услуги через систему экономических мер поддержки властей бизнеса. Для властей региона или муниципалитета – это дополнительные возможности по улучшению показателя «качества окружающей среды», сохранению социального мира, развитию региона/муниципалитета согласно экологической политики России. Добровольные инструменты Стандарта обеспечивают общественные интересы в области охраны окружающей среды, повышают открытость и прозрачность осуществления хозяйственной деятельности, в некоторых ситуациях помогают получить так называемую «социальную лицензию», то есть отсутствие социально-экологических конфликтов не только в регионе или городе, но и в коллективе, что тоже крайне важно. Для бизнеса, который планирует расширение производств или реализацию нового инвест-проекта – это дополнительная возможность получить поддержку общественности. Помимо этого, сейчас людям, особенно более молодого возраста, не безразлично, какие ценности у компании, в которой они работают. И, поскольку государство дает сигнал о важности «зеленой повестки», то логично было бы ожидать, что предприятиям, которые следуют этой повестке, необходимо предоставлять определенные преференции, а тем, кто игнорирует — дополнительные обременения. Системы добровольной сертификации, как один из инструментов Экологического Стандарта, являются независимым инструментом подтверждения соответствия определённым критериям, что в свою очередь позволяет позиционировать организацию как соответствующую современным тенденциям устойчивого развития.
Модераторами выступили Юлия Филаткина, исполнительный директор Российского экологического общества, руководитель АНО «Центр земельных, градостроительных и экологических правовых исследований ЭПИ-Центр» и Ирина Линник, руководитель Центра аттестации, верификации и методологии устойчивого развития МТПП, сопредседатель Гильдии устойчивого развития, КСО и социального предпринимательства МТПП.
«Сохранение окружающей среды и здоровья населения, финансирование природоохранной деятельности в текущей ситуации, изменения климата и их последствия для экономики, влияние энергетики на окружающую среду — эти и другие вопросы по-прежнему остаются актуальными для реализации Стратегии экологической безопасности Российской Федерации. Наша основная задача сегодня — с практической точки зрения обсудить, как малому и среднему бизнесу участвовать в реализации политики ESG в современных условиях», — открывая заседание, заявила Анна Золоторевская, председатель Гильдии устойчивого развития, КСО и социального предпринимательства Московской торгово-промышленной палаты, руководитель по стратегическому развитию Центра аттестации, верификации и методологии устойчивого развития и социальных проектов МТПП.
«В нынешней обстановке мы заинтересованы в том, чтобы те экологические стандарты, которые соблюдались в городе, продолжали действовать и в рамках действия антикризисных мер. Но только усилий со стороны государства для этого недостаточно; необходимо, чтобы в процесс были вовлечены и другие стороны: бизнес, НКО, общественность», — отметила Вера Степаненко, председатель Регионального совета сторонников Партии «Единая Россия».
«Вопрос добровольной сертификации в сфере устойчивого развития и раньше для бизнеса был не однозначным. Сегодня, применительно к организациям МСП и НКО этот вопрос стоит еще острее. Главный вопрос – это мотивация, в том числе и экономическая. В этом ключе важным является вопрос создания рабочих инструментов зеленого финансирования», — рассказала Юлия Филаткина.
По словам эксперта, в Китае программа «зеленого» финансирования стартовала в 2016 году, и сейчас уже значительная часть китайского рынка использует зеленые финансовые инструменты.
Как отмечает Ирина Линник, в России действует национальная программа «Экология», разработаны отраслевые экологические стандарты. Однако нормативная база достаточно обширна и разрознена, поэтому представителям малого и среднего бизнеса, которые хотели бы соответствовать экотребованиям, часто сложно сориентироваться в этом многообразии. Поэтому, по ее мнению, нужно провести стандартизацию с тем, чтобы облегчить МСП понимание того, что именно они должны соблюдать, чтобы считаться современным успешным и ответственным предприятием.
Выступления экспертов Российского экологического общества были посвящены различным стандартам. Наталия Ушакова, генеральный директор АНО «Московский экологический Регистр», руководитель Департамента регионального развития Российского экологического общества, рассказала о системах добровольной сертификации; Наталия Ткаченко, директор Экспертного департамента Российского экологического общества, аудитор-эколог НЭАП, эксперт судебной экологической экспертизы, осветила ряд вопросов региональных и муниципальных экологических стандартов.
Ольга Лекарева, креативный директор Российского экологического общества, старший преподаватель кафедры земельного права и государственной регистрации недвижимости МИИГАиК, рассказала о практике разработки корпоративных экологических стандартов. Она отметила, что принятие корпоративных стандартов может указывать на приверженность компании «зеленой повестке».
«Исследования Havas Media в прошлом году показали, что 34% россиян готовы платить больше за товары компаний, которые решают социальные и экологические проблемы», —подчеркнула эксперт.
Куратор партийного проекта «Чистая Россия» МГРО ВПП «Единая Россия» Иван Новицкий рассказал о путях повышения энергетической эффективности объектов городского хозяйства Москвы, а также о климатическом плане столицы. Спикер отметил, что основные промышленные производства выведены за черту города и больше не вносят свой вклад в экологическую ситуацию в столице. При этом особое значение приобретают энергосбережение и энергоэффективность — среди приоритетных направлений климатического плана столицы 70% приходится как раз на энергетический сектор, 13% — на транспорт и еще 17% — на иные секторы (отходы, сточные воды, ГФУ от промышленности).
Михаил Антонов, президент НКО «Центр просветительских медиа и творческих решений в сфере охраны окружающей среды», осветил деятельность проекта «Экосборка».
«Мы ежегодно направляем 40 тонн отходов на вторичную переработку», — подчеркнул он.
Среди «точек роста» этого перспективного направления эксперт назвал переработку текстиля, а также батареек. Михаил Антонов также предложил участникам мероприятия подумать о том, что, возможно, именно сейчас, в период общего роста цен, наиболее целесообразно ввести расширенную ответственность для производителей.
Подводя итоги заседания, Анна Золоторевская обозначила основные стратегические задачи совместной деятельности МТПП (в лице Гильдии устойчивого развития, КСО и социального предпринимательства, а также Центра аттестации, верификации и методологии устойчивого развития), Центра компетенций экореформ и Российского экологического общества. Прежде всего, это проведение вводного просветительского курса по экологическим практикам. Еще одним перспективным направлением эксперт считает организацию взаимодействия с креативной молодежью для популяризации экологической темы. Для малого и среднего бизнеса и НКО крайне необходимым становится методическое пособие по экологической тематике, разработать которое возможно совместными усилиями организаторов стратегической сессии. Еще одно важное направление — развитие практик по социальному маркетингу в области экологии.
Источник: Московская торгово-промышленная палата