Поиск
Close this search box.
Поиск
Close this search box.

О проблемах обращения с ТКО на территории России

О проблемах обращения с ТКО на территории России
На протяжении почти 20 лет действия Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» основным способом обращения с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами оставалось их захоронение на полигонах. Доля утилизируемых ТКО в общем объеме их производства была весьма незначительна. Более того, сам процесс сбора, транспортировки и размещения ТКО был слабо организован и мало контролировался со стороны государства.
Реформа продолжается

Все это привело к критическому переполнению существующих полигонов, росту числа несанкционированных свалок и в целом к общему ухудшению обстановки с обращением с ТКО, особенно в московском регионе и крупных городах.

В 2017–2018 годах ФОИВ принят ряд организационных и правовых мер, направленных на урегулирование сложившейся ситуации. Так, в конце 2017 года принят федеральный закон, который ознаменовал начало реформы обращения с отходами. В 2018 году во исполнение указа президента разработан нацпроект «Экология», а в рамках него — федеральный проект «Комплексная система обращения с ТКО» со сроком реализации до конца 2024 года.

Реализация основных мероприятий реформы началась с 1 января 2019 года. Ее основными целями были объявлены организация процесса утилизации и обработки (сортировки) ТКО, а также осуществление раздельного сбора мусора для существенного сокращения вывозимых на полигоны отходов. Для достижения вышеуказанных целей в каждом регионе необходимо предпринять следующие меры: подготовить и утвердить территориальную схему обращения с отходами, в том числе с ТКО; установить региональные тарифы в области обращения с ТКО, уплачиваемые юридическими и физическими лицами; выбрать регионального оператора — компанию, ответственную за процесс обращения с ТКО; построить мусоросортировочные предприятия; внедрить систему раздельного накопления отходов (РНО).

В связи с началом реформы также были перераспределены полномочия между региональными и муниципальными органами власти. В соответствии со статьей 6 закона об отходах к полномочиям субъектов в области обращения с отходами относится:

  • организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО;
  • утверждение порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления);
  • разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с ТКО;
  • разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО (территориальная схема).

Положениями Закона «Об отходах производства и потребления» с 1 января 2019 года на органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов возложены полномочия по созданию и содержанию контейнерных площадок, за исключением случаев, когда такие полномочия лежат на других лицах, как например, в МКД при организации ТСЖ или на управляющих компаниях.

В целях формирования комплексной системы обращения с ТКО, обеспечения управления указанной системой, предотвращения вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве сырья указом президента создана публично-правовая компания по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор» (ППК РЭО).

Нужен импульс для развития РНО

В большинстве регионов уже утверждены территориальные схемы, установлены тарифы на коммунальную услугу по обращению с ТКО, а также выбраны соответствующие региональные операторы.

Однако достижение показателей, предусмотренных вышеуказанным федеральным проектом, не представляется возможным без повсеместного внедрения РНО. Законом установлено, что в случае принятия решения субъектом РФ о введении РНО потребители обязаны осуществлять разделение ТКО по видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах.

Особенности обустройства и организации РНО в настоящее время прописаны СанПиН 2.1.3684-21. Предусмотрено, что количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с нормативами накопления ТКО, но не более восьми контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых четыре — для РНО и не более двух бункеров для накопления крупногабаритных отходов.

Таким образом, раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения субъектом РФ соответствующего порядка и фактического выполнения потребителями разделения отходов по установленным видам.

Основываясь на международном опыте создания такой системы на всей территории РФ, органами местного самоуправления ведется работа по установке соответствующих контейнеров для РНО.

В целях придания импульса для развития РНО в России правительством утвержден план мероприятий (дорожная карта) по ТКО, предусматривающий комплекс мероприятий, в числе которых:

  • подготовка законопроекта, предусматривающего установление новых понятий и положений, реализация которых обеспечит развитие системы обращения с вторичными материальными ресурсами;
  • разработка методических рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению РНО;
  • установление конкретных требований к организации РНО.

В настоящее время Минприроды России подготовлены изменения Правил накопления ТКО в части конкретизации требований к организации РНО, установления стандартов цветовой индикации контейнеров, а также установления запрета на смешивание раздельно собранных отходов.

Кроме того, во исполнение ДК РНО Минприроды России совместно с ППК РЭО ведется непрерывная работа по мониторингу организации деятельности по сбору и накоплению отходов, в том числе их раздельному накоплению, на территории субъектов РФ.

В настоящее время на территории Москвы и Московской области полностью введен РНО на основании утвержденного порядка накопления ТКО, в том числе их раздельного накопления, а также в связи с установкой необходимого количества контейнеров для РНО. На территории Москвы введена двухконтейнерная система сбора ТКО и установлено свыше 60 тысяч контейнеров. На территории Московской области введена многокомпонентная система сбора ТКО (то есть отдельно собираются различные фракции: бумага, пластик, стекло) и установлено порядка 25 тысяч контейнеров.

На территории 74 субъектов Российской Федерации РНО введено частично, то есть утвержден порядок накопления ТКО, в том числе их раздельного накопления, однако количество установленных контейнеров для РНО недостаточно для обеспечения полного охвата населения. Это связано в том числе с дефицитом мощностей по утилизации собираемых фракций, а также с отсутствием спроса на продукты их обработки — вторичное сырье. Сложившаяся ситуация приводит к необходимости вывоза раздельно собранных отходов в смешанном виде и их направления на сортировку, в ходе которой удается извлечь не более 5–7% полезных фракций.

Указанная проблема будет решена путем достижения показателей, предусмотренных федеральным проектом ТКО. Кроме того, в текущем году из федерального бюджета на поддержку субъектов в части организации РНО и закупки контейнеров выделен 1 миллиард рублей. С учетом софинансирования регионов указанная мера поддержки позволит регионам закупить не менее 65 490 контейнеров для РНО.

Дополнительно необходимо отметить, что по итогам анализа реализации мероприятий, предусмотренных ДК РНО, принято решение о целесообразности проработки дополнительных мер стимулирования, направленных на развитие системы РНО по всей территории РФ, а также дополнения ДК РНО рядом мероприятий. В настоящее время федеральными органами исполнительной власти осуществляется работа по разработке указанных мероприятий.

Владимир Березин, эксперт Российского экологического общества

Источник: Журнал Эковестник