3 февраля в режиме видеоконференции с представителями «Деловой России» пообщался Президент Российской Федерации Владимир Путин.
В мероприятии принял участие член Генсовета «Деловой России», советник главы Российского экологического общества Михаил Замарин. Своим комментарием по итогам встречи он поделился с нашей пресс-службой.
3 февраля в режиме видеоконференции с участниками «Деловой России» пообщался Владимир Путин. Традиционно на таких встречах говорили обо всем, что волнует широкий круг граждан, а не только бизнес, в первую очередь, обсуждали коронавирус, состояние медицины и карантинные ограничения. Но, конечно, особенно важно представителям «Деловой России» было услышать о снижении административных барьеров, борьбе с силовым давлением, улучшении бизнес-климата в стране.
Кажется важным добавить к обсуждению и вопросы, связанные с развитием сектора сбора, сортировки и обработки отходов, с действием мусорной реформы и в целом Нацпроекта «Экология». Что было бы интересно предпринимателям, которые готовы работать в этих областях, какую поддержку государство может оказать?
Во-первых, необходимо так же интенсивно двигаться по дорожной карте мусорной реформы, как в последние пару лет, не терять темп. Её первый этап, можно сказать, завершён. Очень важно, что налажена контролирующая работа со стороны государства, выработаны базовые правила игры, оказывается поддержка бизнесу. Появились региональные операторы, утверждены территориальные схемы по сбору отходов.
Правда, не во всех регионах работа налажена эффективно. В этом плане мы фиксируем потерю темпа в отдельных частях страны. Инвесторы увлечены регионами-передовиками и не занимаются отстающими – в результате их показатели все дальше от плановых.
По-прежнему актуален вопрос о балансировке тарифов: многие региональные операторы находятся в сложной финансовой ситуации, а в итоге страдают и предприниматели, которые уже вложились в инфраструктуру и создали рабочие платформы. Возможно, стоит отдельно рассмотреть эту проблему. В конце концов, региональным операторам государство оказывает помощь, тогда как бизнес получает поддержку по остаточному принципу. Здесь не совсем уместна ссылка на рыночные риски, ведь часто речь идёт о дефицитных специалистах и не таких уж возместимых компетенциях, не говоря уж о кризисе угасающей предпринимательской инициативы в этой сфере.
Кроме того, в законодательство стоит добавить новые меры по стимулированию организации раздельного сбора мусора с последующей переработкой отходов. Бизнес должен просчитывать долгосрочные программы. В итоге, когда такие новации будут введены, а это наверняка случится, нам потребуется ещё некоторое время для адаптации, то есть будет задержка в реализации госпрограмм.
Разгоняется идея о строительстве 70 экотехнопарков к 2030-ому году. Деньги на создание инфраструктуры предполагалось найти за счет экологического сбора с импортёров и производителей. Соответствующие законодательные инициативы отчасти приняты, осталось дождаться балансировки нововведений и, возможно, корректировать по ходу.
По-прежнему требуется усилить концессионные программы по строительству всевозможной инфраструктуры по сбору, сортировке и переработке отходов. Отметим, что ППК «РЭО» за последние два года, несмотря на коронакризис, оказал существенную поддержку бизнесу и в части доступа к финансированию, и в регуляторике. Но здесь всё ещё нужно усовершенствовать законодательство и механизмы регулирования, разработать методическое и информационное обеспечение.
Отдельно стоит отметить кадровый вопрос, причем дефицит специалистов по работе в сфере обращения ТКО ощущается на всех уровнях: и в госорганах, особенно на региональном уровне, и в инженерных кругах, и в рабочих позициях по обслуживании инфраструктуры, и в сферах инновационных программ, оценок риска, работы с банками, юридическом обслуживании. Да практически везде. Это новый рынок для России. Хочется сократить процесс обучения через «набивание шишек» с помощью создание программ обучения и расширения компетенций.