Специально для канала @Pro_AGNKS на самые актуальные вопросы об экологических трендах в регионах страны ответил председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов. В 2021 году на Петербургском международном газовом форуме он выступил модератором пленарного заседания по вопросам развития рынка газомоторного топлива «Природный газ — моторное топливо для устойчивого развития регионов России».
Рашид, что подразумевает под собой экологический стандарт региона, в разработке которого Вы активно участвуете совместно с региональными органами власти?
— Это своего рода документ опережающего экологического развития региона. Набор требований по ключевым направлениям природоохранной политики. Экологизация промышленности, транспортной системы, построение новой системы обращения с отходами, развитие особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и так далее. Прежде всего, эти требования для хозяйствующих субъектов, но не только. Субъекты документа — это и муниципалитеты, и образовательные учреждения. Кроме этого, стандарт формулирует проактивные практики, ориентиры для ответственного природопользования. В основном добровольного характера.
Входит ли в экологический стандарт требование по экологизации транспорта?
— Безусловно. Мы смотрим шире на возможности экологизации транспортной системы. Потенциал в этой сфере огромный, и на мой взгляд недооценённый. Прежде всего, это правильная организация дорожного движения, когда исключаются пробки, и большегрузный транспорт объезжает центральную часть города. Это сложная система, с применением современных информационных технологий. И особое внимание на замещение топлива для автотранспорта на экологичный. Речь идет о газомоторке. В Челябинске, к примеру, меняется прежде всего общественный транспорт: большое количество автобусов на экотопливе поступили в муниципальный парк. Это элемент реализации Нацпроекта «Экология», в рамках которого расходуется федеральный бюджет на мероприятия по повышению качества атмосферного воздуха в городах — промышленных центрах.
Получаете ли Вы обратную связь от регионов об экономической и экологической эффективности природного газа в качестве моторного топлива?
— И экологический, и экономический эффект очевиден. Выбросы вредных веществ снижаются, расходы бюджетных средств тоже становятся существенно ниже. Нужно обратить внимание на частный сектор. Люди готовы ставить оборудование для эко топлива, но нужны значительные меры стимулирования. К тому же, идеология государства должна быть более навязчивой, в хорошем смысле слова.
В 2021 году на средства федеральных и региональных субсидий в ряде регионов России был переоборудован транспорт специального назначения. Это автомобили медицинский помощи, пожарные и коммунальные машины, школьные автобусы.
В Республике Татарстан на экологичное топливо перевели почти 100 машин медицинской помощи. Аналогичный опыт есть в Башкирии. На экологичное топливо в Ставропольском крае переоборудовали пассажирский транспорт на регулярных внутренних маршрутах. В Удмуртской Республике на метан перевели несколько школьных автобусов.
Как Вы оцениваете перспективы этого направления?
— Это стратегически и идеологически верное направление. Нужно расширять линейку транспорта, особенно за счет того, что принадлежит государству. Таким образом оно показывает пример рационального и ответственного подхода не только с точки зрения экономии бюджетных средств, но и повышения экологической безопасности наших городов.
Какие регионы сейчас разрабатывают экологический стандарт? Какие уже его разработали?
— В Челябинской области действует. Самарская область готовит подобный документ. Есть и города — эколидеры — Кисловодск и Вологда, где мы готовим подобные документы.
Экологично значит дорого? Экологические требования накладывают в том числе финансовые обязательства. Экономически могут ли регионы позволить себе такие траты?
— Здесь вопрос подхода. Нужно смотреть весь жизненный цикл автотранспорта. То есть в долгую. Нужно продолжать строить и развивать сеть заправочных станций для природного газа. Это стратегически грамотно и эффективно. И потом, здоровье наших граждан в принципе нельзя оценить. Качество нашей жизни государство должно обеспечивать, здесь работает экодиктатура.
Напомним, в июне 2021 года была обнародована работа, проведенная группой экспертов по оценке сокращения экономических издержек при переводе общественного и коммунального транспорта на метан на примере Санкт-Петербурга. Методика основана на последних научных выводах о рисках для здоровья, связанных с воздействием твердых взвешенных частиц на человеческий организм.
Подробнее с материалом можно ознакомиться по ссылке: В преддверии транспортной реформы в Петербурге группа экспертов оценила эффекты от перевода транспорта на метан (gazprom.ru)