Эксперты отрасли обращения с отходами назвали возможное повышение цен на импортные товары мифом и объяснили, почему подобные спекуляции выгодны иностранным компаниям, которые не хотят вести в России честный бизнес.
О том, что могут вырасти цены на товары из-за рубежа, ранее заявили 14 деловых объединений, в которые входят импортеры алкоголя, косметики, электроники и бытовой химии. По их мнению, рост возможен, если для импортеров введут такие же нормативы утилизации, что и для российских производителей, а также поставщиков из стран ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия). Обращение было направлено в адрес вице-премьера Виктории Абрамченко. В аппарате зампреда правительства ответили, что предпосылок к повышению стоимости товаров нет.
«Мы считаем, что импортер при ввозе товаров в страну должен дать гарантии последующей самостоятельной утилизации своего товара или заплатить экосбор. Такой механизм позволит убрать существующую слепую зону, когда импортеры товаров отчитываются спустя два года после ввоза товаров в страну, во многих случаях юридические лица уже не существуют. При этом, ввезенный ими товар и упаковка отправляются на полигоны. Мы не видим предпосылок для повышения цен, ответственность бизнеса существует уже не один год. Сейчас речь идет об установлении прозрачной системы и введении контроля за реализацией бизнесом своих обязательств», — сказал представитель вице-премьера.
Генеральный директор Российского экологического оператора Денис Буцаев напомнил, что экологический сбор действует в рамках расширенной ответственности производителей (РОП). В странах, где четко обозначают этапы, на которых возможно идентифицировать обязанных к участию в финансировании компаний, с успехом финансируется система РОП.
«Это позволяет выявить тех, кто вводит упаковку в оборот, но не платит за реализацию РОП, а также избежать двойных платежей. Обязанные компании знают, какое количество упаковки в конечном итоге перейдет в категорию отхода в конкретной стране или регионе. Таким образом, можно определить размер взноса, который поставщик или импортер обязан заплатить оператору системы РОП за сбор и утилизацию отходов в соответствии с составом материалов упаковки, введенной им в оборот», — отметил Буцаев.
По его словам, центральную роль «образователей отходов упаковки» отходит компаниям-производителям. На этапе продажи проще всего определить компании, которые обязаны вносить плату за реализацию РОП, указал заместитель генерального директора ППК РЭО Игорь Забралов.
«Это позволяет выявить тех, кто вводит упаковку в оборот, но не платит за реализацию РОП, а также избежать двойных платежей. Обязанные компании знают, какое количество упаковки в конечном итоге перейдет в категорию отхода в конкретной стране или регионе. Таким образом, можно определить размер взноса, который поставщик или импортер обязан заплатить оператору системы РОП за сбор и утилизацию отходов в соответствии с составом материалов упаковки, введенной им в оборот», — сказал Забралов.
Общественный бизнес-омбудсмен по экологии и природопользованию Аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Ильдар Неверов указывал, что импортеры занимаются импортом, а торговыми операциями уже другие компании той или иной группы. По его мнению, такая торговая компания не будет инвестировать в производственный процесс для утилизации импортируемого товара, но вместо этого уплатит экологический сбор.
«Это торговая компания, поэтому самое простое решение для нее — уплата экосбора. То же самое эта компания делает при уплате акциза или импортного НДС, импортной таможенной пошлины. Почему-то эти платежи у торговых компаний не вызывают никаких вопросов, ведь без уплаты необходимых таможенных сборов распространение товара на территории нашей страны невозможно», — сказал он.
Во многих странах ЕС существует многолетняя практика, когда производители и импортеры обязаны уплачивать экологический сбор при вводе товара или упаковки в оборот, отметил глава Российского экологического общества Рашид Исмаилов. А в Германии, например, действует правило по ограничению самостоятельной утилизации товаров и упаковки. Высокие цены на утилизацию он назвал мифом.
«Что касается повышения стоимости товаров якобы из-за утилизации упаковки, то надо понимать, что высокая стоимость утилизации — это миф. Например, стоимость утилизации пивной бутылки — 88 копеек. Двухлитровой пластиковой бутылки — 14 копеек. Банки пива — 4 копейки. Поэтому угроза значительного роста стоимости продуктов в упаковке — это спекуляции на эмоциях потребителей. Повторю, мы как потребители не должны быть заложниками недобросовестности бизнеса», — сказал Исмаилов.
Он добавил, что «доверительная» система РОП, запущенная еще с 2015 года, не оправдала себя в том числе и из-за того, что большинство производителей расходы на утилизацию упаковки должны были включать в себестоимость продукции, чего они не сделали.
Источник: Телеканал 360