Руководитель Якутского отделения Российского экологического общества Михаил Черосов прокомментировал «Известиям» инициативу сенаторов об ужесточении ответственности за уничтожение краснокнижных растений.
В России предложили ввести уголовную ответственность за уничтожение растений, внесенных в Красную книгу. Сейчас за такие правонарушения грозят только штрафы в размере до 5 тыс. для граждан и до 1 млн рублей — для организаций. В то время как за убийство краснокнижных животных предусмотрено в том числе лишение свободы. О разработке документа рассказали в профильном комитете Совета Федерации, инициативу поддерживают в том числе в Минприроды, узнали «Известия». При этом новые поправки не должны затрагивать рядовых граждан, которые могут нанести вред растениям по незнанию, уточняют в Совфеде. Подробнее о новом законопроекте и о том, как сейчас устроена охрана редких видов флоры, — в материале.
Уравняют с браконьерами
Вопрос о внесении поправок был поднят после обращения сенаторов из Севастополя, пояснил «Известиям» глава комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров.
«Они рассказали, что в Севастополе есть реликтовые деревья, занесенные в Красную книгу. Деревья массово вырубаются, при этом нарушители откупаются положенными по закону штрафами и продолжают вырубку», — отметил собеседник издания.
Об аналогичных проблемах, связанных с уничтожением краснокнижных растений, в ответ на запросы представителей профильного комитета Совфеда сообщили и в других регионах. В рамках проведенной на прошлой неделе рабочей встречи сенаторы приняли решение о необходимости разработки поправок в действующее законодательство, которые позволили бы ввести уголовную ответственность за такие правонарушения.
Предусмотренная в настоящее время административная ответственность неэффективна, полагает председатель Российского экологического общества (РЭО) Рашид Исмаилов, принимавший участие в обсуждении инициативы, предложенной сенаторами.
«К тому же не всегда возможно браконьера поймать и даже этот мизерный штраф предъявить и взыскать. Важно также, чтобы было понимание и у местных жителей, которые помогают браконьерам», — добавил собеседник издания.
Чтобы изменить существующее положение, необходимо предусмотреть комплекс мер, начиная от разграничения ответственности до усиления контрольно-надзорных мероприятий и увеличения финансирования в этой области, уверен Рашид Исмаилов.
Комплексная проблема
Красная книга — государственный документ, включающий в себя перечень редких или находящихся под угрозой исчезновения диких животных, дикорастущих растений и грибов. Первое издание было выпущено в СССР еще в 1978 году, первое российское издание увидело свет в 1991 году. Помимо этого, часть регионов также ведет собственные, региональные Красные книги.
На федеральном уровне правовое значение имеет непосредственно список видов, который формируется с участием различных специалистов, рассказал «Известиям» Дмитрий Гельтман, директор Ботанического института имени Комарова Российской академии наук, доктор биологических наук, член редколлегии по растениям российской Красной книги.
«Там есть определенный научный правовой механизм. Есть тексты по отдельным группам, они [при переиздании] должны быть пересмотрены — что-то нужно исключить, что-то добавить. После того как будет сформирован список, он должен быть утвержден Министерством природы и согласован Министерством юстиции», — пояснил собеседник издания.
Ужесточение ответственности вплоть до уголовной необходимо только в случае глобального нарушения среды обитания таких растений предприятиями, как правило, недропользователями, пояснил «Известиям» доктор биологических наук, руководитель группы геоботаники отдела ботанических исследований Института биологических проблем криолитозоны СО РАН Михаил Черосов.
Кроме того, необходимо установить критерии, при которых может быть начато уголовное преследование, считает он.
«Контролируется численность охраняемых видов на основании собственно нахождения растений у нарушителей (что достаточно просто), контроля за численностью в местах, где был проведен такой учет, что проблематично, так как большинство территорий не имеют таких данных», — отметил эксперт.
Для решения вопроса с сохранением исчезающих растений необходимы «меры более системного характера», уверена Татьяна Шувалова. В частности, увеличение штрафов за нарушение правил пожарной безопасности в лесу; ведение интенсивного лесопользования, при котором лесопользователи восстанавливают насаждения на своих участках, не вовлекая в оборот новые земли; повышение экологической ответственности бизнеса и усиление контроля за соблюдением предложенных компаниями мер по снижению вредного воздействия на окружающую среду, а также создание особо охраняемых природных территорий в местах произрастания редких растений, уверена эксперт.
Источник: Известия