Фото из личного архива Михаила Пономарева
Михаил Пономарев, научный руководитель Школы экологических компетенций Российского экологического общества, кандидат юридических наук (Москва):
Переход к экономике замкнутого цикла направлен на достижение одной из основных моделей устойчивого развития: 12 цель ЦУР посвящена обеспечению рационального потребления и производства. В российской экологической политике курс на переход к устойчивому развитию пытались закреплять и достигать еще 30 лет назад! Переход к моделям устойчивого развития был намечен в ключевых программных документах в области экологической политики России в 90-х годах прошлого века, задолго до того, как Цели устойчивого развития были официально утверждены ООН.
Сейчас на проблему устойчивого развития обратили внимание не только крупные компании, но и вузы, а также другие образовательные учреждения. Уже появился ряд учебных курсов в области устойчивого развития. Однако очевидно, что модели перехода к экономике замкнутого цикла требуют, прежде всего, выработки соответствующей законодательной основы. Напомню, президент России неоднократно поднимал вопрос о необходимости перехода страны к экономике замкнутого цикла. Об этом он говорил в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ и других выступлениях. В связи с реализацией приоритетов, намеченных президентом, Министерство природных ресурсов и экологии РФ озадачилось разработкой специального закона об экономике замкнутого цикла в Российской Федерации.
Стоит отметить, что в нашей стране законодательство об охране окружающей среды (и, соответственно, законодательство об отходах) отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции РФ). Это означает, что субъекты РФ могут закреплять правовые основы экономики замкнутого цикла по обращению с отходами производства и потребления в своем законодательстве — в части, не противоречащей федеральному законодательству. На мой взгляд, сегодня очень важно, чтобы как можно больше субъектов подготовили свою правовую основу, которая позволила бы им перейти к устойчивым моделям потребления и производства.
Напомню, в Евросоюзе уже принят ряд программных документов, связанных с переходом к экономике замкнутого цикла, циркулярной экономике. Это решение Европейского парламента и Совета от 20 ноября 2013 года об общей программе действий ЕС по охране окружающей среды до 2020 года «Жить хорошо в пределах нашей планеты». В качестве одного из приоритетов в программе была намечена цель: превратить экономику ЕС в ресурсоэффективную, экологичную и конкурентоспособную низкоуглеродную экономику. В 2015 году Еврокомиссией была опубликована первая редакция, а в 2020 году — новый документ «Циркулярная экономика — план действий». Он устанавливает ряд мер, направленных на переход государств ЕС к экономике замкнутого цикла, которая является необходимым условием для достижения цели ЕС по обеспечению климатической нейтральности к 2050 году и прекращении утраты биоразнообразия.
Многие страны ЕС имплементируют в свое законодательство эти требования и постепенно переходят к циркулярной экономике. Некоторые государства по всему миру также приняли свои специальные законы об экономике замкнутого цикла: ФРГ, КНР, Сингапур, Япония и т.д. Многие собираются разработать и принять свои законы, а часть — утверждают специальные «дорожные карты», направленные на переход к циркулярной экономике (в Финляндии, Сингапуре, Нидерландах, Колумбии). Именно поэтому и в Российской Федерации задумались о разработке и принятии специального федерального закона об экономике замкнутого цикла.
Между тем наши ближайшие коллеги — государства Евразийского экономического союза — также наметили переход к экономике замкнутого цикла, но пока не предпринимают попыток по разработке специальных законов, регулируя эти вопросы в рамках законодательства об отходах производства и потребления, а также утверждают программные документы, направленные на переход к экономике замкнутого цикла. Например, в законе Республики Беларусь «Об обращении с отходами» не содержится специальных правовых инструментов для перехода к экономике замкнутого цикла, однако необходимость такого перехода отражена в постановлении Совета министров «Об утверждении национального плана действий по развитию «зеленой» экономики на 2021-2025 годы». Сейчас этот документ проходит обсуждение. Экологический кодекс Республики Казахстан не устанавливает законодательные основы для перехода к экономике замкнутого цикла, но устанавливает законодательные основы обращения с отходами производства и потребления, построенные на принципах устойчивого развития.
При разговоре о Российской Федерации необходимо отметить, что в рассматриваемом контексте ключевым является вопрос о том, требуется ли в нашей стране сегодня разработка именно специального федерального закона об экономике замкнутого цикла? Учитывая то, что у нас до сих пор законодательно не урегулированы отношения по обращению с вторичными материальными ресурсами: Минприроды России разработало соответствующий проект федерального закона, но он пока не принят. Министерством также разработан проект федерального закона о экотехнопарках, который также на сегодняшний день пока не принят. Поэтому возникает вполне закономерный вопрос: будет ли иметь закон об экономике замкнутого цикла самостоятельный предмет законодательного регулирования и каково будет его соотношение с имеющимся законодательством об отходах производства и потребления и с законодательством о промышленной политике, учитывая то, законопроекты об обращении с вторичными материальными ресурсами и об экотехнопарках уже подготовлены?
Кроме того, следует отметить необходимость разработки специального документа программного характера, намечающего цели и основные этапы перехода экономики России к модели экономики замкнутого цикла (стратегию, концепцию или «дорожную карту», которые могли бы быть утверждены Президентом РФ или Правительством РФ). Без определения ключевых целей и задач в этой сфере принимать федеральный закон, думаю, преждевременно.
Очевидно, что ответы на вопросы о самостоятельности предмета законодательного регулирования, о соотношении этого законопроекта с другими уже действующими федеральными законами, регулирующими смежные сферы, то есть, по сути, на вопрос целесообразности разработки такого законопроекта вообще, необходимо дать в концепции федерального закона, которую также следует предварительно разработать. Но пока Минприроды такую концепцию, к сожалению, не подготовило. В условиях отсутствия федерального законодательного регулирования отношений в области экономики замкнутого цикла, с учетом того, что законодательство об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления относится к предметам совместного ведения, субъекты РФ могут уже принимать свои законы, внедряющие отдельные элементы экономики замкнутого цикла.
Таким образом, следует отметить исключительную важность создания правовой основы для полноценного перехода Российской Федерации к модели экономики замкнутого цикла — закрепления порядка и условий обращения с вторичными материальными ресурсами, методов экономического стимулирования производства и использования продукции из вторичного сырья, а также правового статуса экотехнопарков. Целесообразно ли реализовать это в форме специального федерального закона или в форме совершенствования действующего законодательства (законодательства об отходах в частности) — сказать на данном этапе сложно, однако субъекты РФ в условиях отсутствия специального законодательного регулирования этих отношений уже имеют правовую возможность внедрять в свое законодательство ключевые элементы экономики замкнутого цикла.
Источник: infopro54