Власти предложили ввести обязательное экологическое страхование для промышленных компаний за причинение вреда экологии. Это помогло бы им избежать таких крупных штрафов, как заплатил «Норникель» из-за аварии под Норильском.
Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила ведомствам рассмотреть целесообразность введения обязательного экологического страхования за причинение вреда окружающей среде в результате аварий. Соответствующее поручение, датированное 1 октября, было направлено в Минпромторг, Минэнерго (оба министерства подтвердили его получение и работу над ним), Минприроды и Ростехнадзор.
Вице-премьер также предлагает проанализировать «данные о состоянии и тенденциях аварийности на объектах по производству кокса, по добыче и обогащению железной руды и других промышленных объектах», а также изучить размер вреда окружающей среде, нанесенного в результате подобных аварий.
Что известно об экологическом страховании
Закон «Об охране окружающей среды», принятый еще в 2002 году, допускает введение обязательного экологического страхования. Но российские страховые компании используют это понятие преимущественно как страхование экологической ответственности, то есть компенсация вреда для жизни, здоровья, имущества третьих лиц в результате загрязнения и вреда окружающей среде и биоразнообразию.
Но комплексное экологическое страхование покрывает любые убытки, с которыми может столкнуться собственник предприятия, отмечал Юрий Маркин, региональный менеджер по андеррайтингу рисков ответственности по России, Ближнему Востоку и Африке компании AIG. По его словам, комплексные продукты по страхованию экологических рисков в России предоставляют только иностранные компании.
С 2012 года в России действует закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», но покрытие рисков экологического ущерба он также не предусматривает. Некоторые компании — например, «Газпром», «Газпром нефть», «Транснефть» — страхуют эти риски добровольно, но широко эта практика не распространена, говорил бывший президент Российской национальной перестраховочной компании Николай Галушин.
Страхование экологических рисков — «это очень большой сектор с большим потенциалом», заявил недавно в интервью «Ведомостям» владелец «Ренессанс Страхования» Борис Йордан. Если бы «Норникель» застраховал риски, компании бы не пришлось в начале этого года выплачивать рекордный штраф в размере 146,2 млрд руб. за разлив дизтоплива на одном из его предприятий под Норильском в мае 2020 года, пояснил он.
Подробнее на РБК: https://www.rbc.ru/business/08/10/2021/615ed5da9a794744d34e266d