Участники Восточного экономического форума планируют уделить отдельное внимание вопросам защиты природы на Дальнем Востоке. Экология региона — одна из важных составляющих инвестиционной работы: бизнес готов вкладываться в новые проекты в случае, если эти вложения будут окупаемы и надежны.
Между тем, состояние природы на Дальнем Востоке пока оставляет желать лучшего, а на некоторых территориях даже приближается к катастрофическому.
Вопросы экологии, защиты природы и климата обсудят участники Восточного экономического форума в рамках блока «Общая ответственность в изменяющемся мире». В кулуарах участники ВЭФ признают, что экологическая ситуация на Дальнем Востоке крайне важна для принятия решений о том, работать или нет в регионе. С учетом нового тренда — развития зеленой экономики, сохранять собственные принципы бережного отношения к природе и работать на экологически чистых территориях для компаний оказывается одной из первостепенных задач.
Экологи считают, что природные ресурсы Дальневосточного региона используются подчас нерационально и незаботливо. Антропогенный фактор и промышленное влияние на регион оказывают негативное влияние на состояние окружающей среды. Нельзя забывать, что у региона еще и сложное географическое положение — здесь зона вечной мерзлоты. Игнорирование сохранения экосистем может привести к печальным последствиям не только для России, но и для всей планеты.
О чем речь
Самые острые экологические проблемы Дальнего Востока — загрязнение рек и прибрежной морской зоны, снижение биологических ресурсов, незаконная вырубка лесов и горнодобывающая промышленность. Это основные беды, которые несут в себе колоссальную нагрузку на природу.
Вырубка лесов, тем более незаконная, — одна из острых проблем для Дальнего Востока. Не говоря уже о том, что незаконные лесопильные производства загрязняют территории твердыми отходами.
Загрязнение моря — еще один бич. Кладбище кораблей на Дальнем Востоке — одна из известных бед региона, брошенные суда представляют экологическую опасность. В частности, в Камчатском крае в Авачинской губе на дне лежат около 70 затопленных плавсредств и не менее 250 тысяч тонн металлолома.
«Регион ведёт работу с заинтересованными хозяйствующими субъектами, а также с собственниками судов. Организация поднимает судно, после чего сама распоряжается полученным металлом», — поясняет глава Камчатского края Владимир Солодов. Масса списанных судов лежат и в бухте Владивостока. Проблемы утилизации связаны с недостатком финансирования.
Проблемные вопросы
Кстати, и федеральная власть, и региональные власти уже давно обратили внимание и на еще одну беду Дальнего Востока — работа предприятий добывающей отрасли. Золотодобывающие производства сбрасывают вредные отходы в сточные воды — это и тяжелые металлы, токсичные вещества и даже ядовитые цианиды. Стоки, в свою очередь, уходят в реки и землю. Работа этой отрасли несет тяжелые техногенные последствия для региона. Ядовитые отходы влияют даже на течение рек, а состояние воды в нерестовых реках приводит к тому, что дикий лосось, чем так гордится Дальний Восток, перестает заходить на нерест, объемы вылова рыбы снижаются, что тревожит рыболовов.
Координатор программы экологизации промышленности Центра охраны дикой природы Игорь Шкрадюк отмечает, что в регионе разрушается экосистема, вымирание рыбы угрожает и численности других животных, а изменения естественного русла рек влияют на гибель ценных лесов.
Камчатка — регион, который особенно страдает от последствий золотодобычи. С приходом на пост губернатора края Владимира Солодова ситуация начала меняться. Глава края смог привлечь и внимание федеральной власти. Юрий Трутнев, представитель президента страны на Дальнем Востоке, прилетев на Камчатку, лично убедился в том, что ситуация уже критична. Была отозвана лицензия у компании «Дальстрой», за вопиющие нарушения в ходе деятельности. Постоянным проверкам подвергается работа компаний «СиГМА» и «Тревожное зарево» (ТСГ «Асача»).
Пути решения
Дальний Восток сегодня вообще нуждается в расширении чистых экологических территорий, поэтому нужно делать все, чтобы площадей, загрязненных действиями вредных производств, становилось меньше. Как пример: на Сахалине за последние пару десятилетий была ликвидирована 21 ООПТ (особо охраняемая природная территория), площадь таких территорий уменьшилась на 300 тысяч гектаров, а новых не появилось. Это, считают экологи, приводит к утрате биологического разнообразия. В то же время остров сумел за те же 20 лет увеличить площадь лесов, благодаря остановке рубок леса. То есть все же местными силами можно прийти к тому, чтобы оздоровить природу региона.
Кстати, внедрение зелёных стандартов на примере Камчатского края недавно обсуждали в Общественной палате Российской Федерации.
«Нужно, чтобы принцип „загрязнитель платит“ работал в нашей стране, — отмечает Рашид Исмаилов, глава Российского экологического общества. — Я сторонник жесткого подхода к корпорациям и ликвидации экодиссидентства в России как класса. Считаю, что нужно принимать закон, смотреть практику его применения, формировать регуляторику. Мы цивилизованная страна, и нужно этому соответствовать в такой сфере, как экологическое законодательство».
С полной версией материала можно ознакомиться здесь: https://vostokmedia.com/news/society/26-08-2021/ekologicheskoe-dissidentstvo-dolzhno-zhestko-presledovatsya