Кавказ богат запасами пресной воды, но они снижаются. Беднеет флора и фауна. Почему это происходит и какие ещё экологические проблемы тревожат общество, «АиФ-СК» рассказал руководитель отделения Российского экологического общества в КБР Аслан Арипшев.
«Живём на водоносной жиле»
Анна Учаева, «АиФ-СК»: Аслан Русланович, в соцсетях то и дело появляются сообщения о том, что вода в реках КБР загрязнена, периодически окрашивается в неестественные цвета. Это так?
Аслан Арипшев: Горы в Кабардино-Балкарии сами по себе богаты элементами, которые по вполне естественным причинам вымываются в реки, например из тех же вольфрамовых месторождений, и могут окрашивать воду. Да, были единичные случаи, когда в воду сбрасывались красители с небольших предприятий, но пока исследования не позволяют говорить о масштабных проблемах.
Особенность республики в том, что в большинство водопроводов, в том числе городских, вода поступает из скважин, а не рек или озёр. Можно сказать, что мы живём на водоносной жиле. Живительная влага поступает из многочисленных родников, и у нас практически нет нужды очищать её от примесей.
Но с водой есть другая проблема. Реки и подземные воды сейчас получают меньше подпитки из-за уменьшения площади ледников, которые их наполняли. Если сравнить снимки со спутника, например, за последние 20 лет, то видно: площадь обледенения заметно уменьшилась. Есть ледники, которые уменьшились на 30-40%, некоторые исчезли вообще.
С чем связано таяние ледников?
Факторов много. И они глобальные. Вспомним техногенную катастрофу в Мексиканском заливе США. Она произошла более десяти лет назад. В океан тогда попали миллионы баррелей нефти. Погибли десятки тысяч птиц, рыб, животных. Выбросы попали в течение Гольфстрим — по сути, отопительную батарею Европы и всего Северного полушария. Про эту аварию говорили СМИ, учёные, обыватели, но сколько происшествий меньшего масштаба остаются незамеченными, но при этом тоже наносят вред планете! Каждое из них приводит к негативным последствиям, в том числе к накоплению парникового эффекта. Температура поверхности земли растёт из-за нагрева нижних слоёв атмосферы парниковыми газами. В результате повышается температура воздуха, и мы получаем глобальное потепление.
«Даже грецкий орех не выдерживает»
Что произойдёт в республике, если ледники совсем исчезнут?
Климатические изменения затронут не только Кабардино-Балкарию, но и весь Кавказ. Из-за «обезвоживания» мы уже сейчас теряем существующие флору и фауну. От дефицита влаги редеет лес, живущие в нём звери и птицы вынуждены покидать привычные места обитания. Ещё несколько десятилетий — и последствия почувствуют все, в том числе и соседний Ставропольский край. Там гор меньше, и он первым рискует превратиться в пустыню.
Ситуация с флорой и фауной нерадостная и без «ледниковой» проблемы. С трудом восстанавливаются сейчас поголовья туров, зубров, а также популяция ранее уничтоженных кавказских барсов.
А что с растительностью?
Самый простой пример — грецкий орех. Это очень неприхотливое дерево, может расти везде, не нуждается в дополнительном уходе. Достаточно было птице уронить плод на землю, чтобы он пророс. Настоем заваренных листьев обрабатывали сады и огороды от вредителей. Но сейчас мы всё чаще сталкиваемся с тем, что начинает болеть сам орех: плоды чернеют и гниют ещё до вызревания, портятся листья. Если уж такое крепкое дерево не выдерживает неблагоприятного внешнего воздействия (от выбросов в атмосферу отходов промышленных предприятий до завезённых вредителей), что говорить о более уязвимых растениях.
На состояние почв негативно влияют недобросовестные сельхозпроизводители. Раньше повсеместно применялся севооборот, то есть сельхозкультуры чередовали. Каждая потребляет и возвращает в почву определённые питательные вещества. Например, бобовые накапливают азот из воздуха в клубеньках на своих корнях. Листовым — салату, капусте — как раз нужно большое количество азота, и для них горох и фасоль — идеальные предшественники. Некоторые растения хорошо подавляют сорняки, а другие, наоборот, уязвимы перед ними — их нужно чередовать. Сейчас же на поле одну и ту же культуру высаживают лет пять подряд. Да, сегодня появилось много новых удобрений, технологий, но как скажутся такие эксперименты на состоянии почвы в будущем?
Во многих регионах экологи бьют тревогу из-за нелегальных свалок. Как с этим обстоят дела в КБР?
В последние годы вывоз мусора организован очень хорошо. Я сам бывал на сортировочных станциях, там всё очень строго. И туристы стали дисциплинированнее, таких свалок, как ещё лет 10 назад, уже нет, люди стали убирать за собой.
Источник: Аргументы и Факты